Карел Опоченский

Интересные факты[]

Файл:Giovanni Leonardo Di Bona-Mussini.jpg

Луиджи Муссини. Шахматный турнир при дворе короля Испании. 1883.

Отдалённым предшественником шахматной олимпиады является Мадридский турнир, проведённый по инициативе испанского короля Филиппа II в 1575 году, в котором два итальянских шахматиста (Джованни Леонардо Ди Бона и Паоло Бои) противостояли двум испанским (Руй Лопес де Сегура и Альфонсо Серон). Каждый должен был сыграть по пять партий с двумя представителями другой страны. Победили представители Италии, и Джованни Леонардо Ди Бона победил по индивидуальным показателям и получил 1000 эскудо. Это событие изображено на известной картине итальянского художника-академиста Луиджи Муссины.

Топор войны

Как правило, сигналом к восстанию чуди служили избиения данников, что влекло за собой нашествие новгородского войска и ожесточенные сражения. Восстания коренного населения периодически возникали с XI до XV века. Последний известный бунт заволоцкой югры произошел в 1445 году.

Русский этнограф XIX века Петр Ефименко в своем труде «Чудь заволоцкая» приводит народные предания жителей Шенкурского уезда Архангельской губернии:

«Чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжений новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. Услышав и узнав о пришествии новгородцев, туземцы во всяком возвышенном и удобном месте строили крепости и оттуда с остервенением защищались от пришельцев. Однако же им трудно было противостоять стремлению новгородцев, и они должны были уступить одно место за другим. При явной неудаче отпора некоторые из чуди бежали в леса, другие добровольно умерщвляли себя копьями и луками, иные со всем своим имуществом погребались живыми в глубоких рвах, а некоторые оставались в своих местах. Закапывалась в землю чудь, по преданию, таким способом: выкапывала ямы, ставила по углам столбики, делала над ними крыши, накладывала на крыши камни и землю, потом сходила в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибала».

В мае 1079 года жертвой заволоцких финно-угров стал новгородский князь Глеб Святославич, внук Ярослава Мудрого, который отправился на север за данью. Чудины убивали не только данников, но и христиан-проповедников, среди которых были Андриян Ондрусовский, Макарий Вышкоезерский, Леонтий Ростовский и другие святые мученики.

Андриян Ондрусовский

Тот факт, что чудь заволоцкая также не отличалась ангельским нравом, подтверждают предания Каргопольского уезда, записанные в XVIII веке академиком П. Б. Иноходцевым: «Древнейшие люди сего края — поганые сыроеды и белоглазая чудь, кои приходя в пределы Белозерские, делали великие опустошения: поджигали селения, младенцев пожирали, взрослых и престарелых разнообразно умерщвляли».

В то же время археологические исследования свидетельствуют, что в северных русских поселениях напрочь отсутствовали какие-либо укрепления. На бывших русских погостах не было никакого подобия фортификаций, похожих на те, что строили европейцы в своих колониях… Да и в могильниках найдено крайне мало оружия. Все это позволяет говорить, что колонизация Русского Севера в целом носила мирный характер. По крайней мере, в сравнении с европейским опытом освоения новых территорий (можно сравнить, например, с колонизацией Латинской Америки или Африки). К тому же, учитывая крайне низкую плотность северных территорий, славянам было невыгодно истреблять аборигенов, которые приносили им дань

Еще одной важной причиной относительно мирного освоения Заволочья считается тот факт, что колонисты и местные жители на первых порах занимали разные хозяйственные ниши. Наши предки практиковали преимущественно земледелие и скотоводство, а северяне — охоту, рыбную ловлю и бортничество

4

Карелы

К западу от лесного и болотистого Заволочья, на берегах Ладоги и Онеги, а также на территориях к северу от них расположена страна мелких озер и порожистых рек, которая сейчас называется Карелия. Когда с XI века новгородцы стали осваивать эти области, они встретили там финские племена карелов и лопарей (саамов).

Когда-то карелы обособились от вепсов и ушли с южного Приладожья на север. Их первые поселения со столицей Корелой в районе нынешнего Приозерска находились на Карельском перешейке. Славянские письменные источники впервые упоминают об этом народе в XII веке. Речь шла о столкновениях карелов с соседними племенами и об их участии в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск. В 1143 году карелы воевали вместе с новгородцами против других финских племен под названием емь (хяме). Так что в те времена карелы были такими же союзниками славян, как весь.

В том же XII веке карелы успешно захватывали шведские города, причем в 1187 году им даже удалось разрушить столицу свеев Сигтуну. Однако в XIII веке они уже были не в силах тягаться с окрепшими шведами, которые успели завоевать территорию нынешней Финляндии и вовсю обращали там коренное население в католичество. Новгородцы же, пустив корни на землях карел, активно крестили их в православие. Ведь в то время у колонистов действовал принцип «чья вера, того и власть».

Среди насельников первых скитов и монастырей на этих территориях были и коренные жители. Один из монахов, основавших в XV веке известную Соловецкую обитель на одноименных островах в Белом море, был по национальности карелом. Известен он как Герман Соловецкий.

Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители

Лаврентьевская летопись даже указывает год крещения карелов: «В лето 6735 … Того же лета князь Ярослав Всеволодич, послав, крести множество корел, мало не все люди». С тех пор войны за эти территории между нашими предками и шведами не стихали вплоть до XVIII века.

В XIII веке карелы еще сохраняли родоплеменные отношения, проживая небольшими группами, хуторами с четко установленными границами. Как и у всех северных финно-угров, традиционными занятиями карел были охота и рыболовство, и только с приходом в их земли славян они стали использовать земледелие и скотоводство.

Как и на всем Русском Севере, русские миссионеры строили в погостах храмы, в результате чего вместо рода объединяющей силой становился приход, который исполнял функцию центра местного самоуправления. Здесь собиралась дань, устраивались суды, решались спорные вопросы, принимали присягу.

Административная власть Новгорода в Карелии окончательно утвердилась в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича, когда летопись фиксирует термин «Карельская земля». В городе Корела светскую власть представлял князь-наместник, а церковную — епископ.

Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией в 1323 году окончательно демаркировал русско-шведские границы. Карелы, оказавшись в составе владений Великого Новгорода, в течение двух следующих столетий приняли православие.

Верность этого народа православию подтвердил так называемый «исход карелов». В 1617 году Столбовский мир заставил их бежать из завоеванных шведами приладожских территорий. Именно тогда Карельский перешеек лишился карельского населения. Дело в том, что шведы, только что обратившиеся в лютеранство, показывали резкую нетерпимость к другим христианским конфессиям, в том числе и к православию.

В середине XVII века остатки карелов покинули Карельский перешеек. В результате территории нынешнего Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, а также области вокруг Сортавалы и Питкяранты по приказу шведского правительства заселили финны. Карелам же были предоставлены земли для переселения на территории современной Тверской области. Кроме того, значительная их часть осела по пути в новгородских пределах.

В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В то время здесь проживали 140 000 карелов. В 1939 году округ был ликвидирован, а его руководителей и представителей национальной интеллигенции репрессировали. С тех пор начался период забвения, в течение которого ускорились процессы ассимиляции и утраты языка.

Согласно переписи 2010 года в России начитывается 60 815 карелов. Наибольшая часть проживает в Карелии (45 570 человек) и в Тверской области (7394 человек). В настоящее время их численность продолжает сокращаться. Если в 1939 году в СССР насчитывалось 252 716 карелов, то сейчас их меньше в четыре раза. В современной Карелии топонимы карельского происхождения составляют 47 % от их общего числа. 

6

Без приключений

С точки зрения полицейского досье он прожил довольно скучную жизнь. Выходец из небедной и культурной семьи, Чапек получил блестящее образование. Смолоду писал и заодно очень интересовался живописью (его старший брат Йозеф — крупный чехословацкий художник) — и как любитель, и как профессионал: докторская диссертация Чапека называлась «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству». Затем работал журналистом и штатным драматургом знаменитого пражского театра «На Виноградах». Умер в своей постели за несколько дней до того, как в его дом пришли оккупировавшие Чехию немцы.

Чапек был крупнейшей фигурой чехословацкой культуры и заметным членом национального истеблишмента. Но все эти анкетные данные — всего лишь несколько неважных строчек из энциклопедии.

чап

Писатели Карел Чапек и его брат Йозеф Чапек с поэтом Витезлавом Незвалом подписывают книги, 7 ноября 1934 года

Фото: Global Look Press/CTK

Он всегда много и усердно сочинял: очень любил новеллистику (десяток сборников первоклассных рассказов) и детскую литературу (к сожалению, на русском изданную мало и не всегда удачно), занимался литературоведением и политической публицистикой, выпустил несколько книг путевых заметок. О романах и драматургии и говорить нечего: Чапек, кстати, никогда не замыкался жанрово, его социальный роман на современную тематику «Гордубал» до сих пор любим чехами и многократно экранизирован.

Но всё же, будем честными, для всего остального человечества Чапек — это автор трех вещей. Одного романа, одной пьесы и одного слова. Поговорим о них отдельно — хронологически и в обратном порядке.

Персона Дня – 7 ФЕВРАЛЯ 2021

КАРЕЛ ОПОЧЕНСКИЙ

Карел Опоченский родился 7 февраля 1892 года в Богемии. Карел узнал правила игры достаточно поздно, но уже к 20 годам являлся одним из ведущих чешских шахматистов. В 1914 году прибыл на сильный мастерский турнир в Германии, где после 11 тура шел в середине таблицы, однако затем соревнование было прервано – началась Первая мировая война.
Опоченский вернулся к выступлениям сразу после того, как отгремели последние сражения, и вскоре стал четырехкратным чемпионом своей страны. В 1931, 1933 и 1935 годах выступал за свою команду на Олимпиадах, – во втором из турниров показал абсолютно лучший результат на доске. В 30-е годы Карел достойно играл против лучших шахматистов мира, делал ничьи с Алехиным, Файном, Флором, Кересом и другими грандами.
Вскоре Чехия оказалась под властью гитлеровской Германии, и на Олимпиаду-1939 в Аргентину Опоченский, Фолтыс, Пеликан, Скаличка и Зита поехали под флагом «Протектората Богемии-Моравии». После начала турнира разразилась Вторая мировая война, и подобно Германии, чехам засчитали ничьи без игры с французами и поляками. Когда турнир закончился, Пеликан и Скаличка остались в Аргентине, испугавшись репрессий фашистов, а Опоченский, Фолтыс и Зита вернулись домой в Чехию.
В 1941 году в Праге прошел матч между двумя сильнейшими чешскими шахматистами Опоченским и Фолтысом, который завершился вничью 6:6. Карел и Ян соперничали все военное время, а уже после падения нацисткой Германии их «рассудил» новый лидер Чехословакии Людек Пахман. Во время войны на турнире в Мюнхене Опоченский добился победы над действующим чемпионом мира Александром Алехиным.
В 1946-м Карел Опоченский выступил организатором товарищеских матчей Прага – Москва и Ленинград – Прага и на долгие годы стал другом советских шахматистов. Карел судил матчи на первенство мира Ботвинник – Бронштейн (1951) и Ботвинник – Смыслов (1954), Олимпиаду 1952 года в Хельсинки, был замом главного судьи на турнире претендентов (1953). Международный мастер с 1950 года, международный арбитр с 1951 года.
Во второй половине XX века в Европе варианты защиты Грюнфельда 1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 d5 4.e3 Bg7 5.Nf3 0-0 6.Bd2 и сицилианской защиты 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Be2 носили имя пражского теоретика.
Известный шахматист и арбитр выступал до последних дней своей жизни, ежегодно выходил на старт чемпионатов Чехословакии. В преклонном возрасте Опоченский умер 16 ноября 1975 года в Праге.

Примечания[]

  1. Эстония отказалась участвовать.
  2. Включая Болгарию «Б»
  3. Включая Аргентину «Б»
  4. Включая Мальту «Б»
  5. Включая Швейцарию «Б»
  6. ↑ Включая Грецию «Б»
  7. Включая Объединённые Арабские Эмираты «Б»
  8. Включая Югославию «Б» и «B»
  9. Включая Филиппины «Б» и «В»
  10. Шаблон:Cite web
  11. Включая Россию «Б» и сборную команду организации слепых шахматистов
  12. Включая Армению «Б» и «В» и сборную команду организации слепых шахматистов
  13. Включая Россию «Б», «В» и «Г» и сборную команду организации слепых шахматистов
  14. ↑ Включая Турцию «Б» и сборную команду организации слепых шахматистов
  15. Включая Словению «Б» и «В» и сборные команды организации слепых, глухонемых и инвалидов
  16. Включая Испанию «Б» и «В» и сборные команды организации слепых, глухонемых и инвалидов
  17. Включая Италию «Б» и «В» и сборные команды организации слепых, глухонемых и инвалидов
  18. Включая Германию «Б» и «В» и сборные команды организации слепых, глухонемых и инвалидов
  19. Включая Россию «Б», «В», «Г» и «Д» и сборную команду организации слепых шахматистов
  20. Chess Olympiad 2018 to take place in Batumi Georgia
  21. ↑ Включая результаты сборных ФРГ и ГДР.

Магическая битва

Но, как мы понимаем, на любовном фронте во все времена было непросто. Бывают случаи, когда «знающие люди» (колдуны) не только проводили обряды по привлечению любовной силы, а, наоборот, могли «закрыть» ее. Очень часто в карельских деревнях рассказывали: если молодой человек выбрал не ту невесту, его лишали мужской силы – этот обряд называется «положить в костер». Карелы в смысле колдовства вообще считались большими специалистами:

«Достаточно много было людей «знающих», люди, которые жили рядом с карелами, считали всех колдунами и опасались их. Как показывают материалы и архивные данные, у южных карел (Пряжинский, Олонецкий районы) колдовство было более развито, чем у карел северных. Северные карелы были более сдержанны, мало кого пускали в свое окружение», – рассказывает Валентина Макарова. Считалось, что если некий колдун все-таки «закрыл» любовную силу, то с ним можно было справиться, найдя другого колдуна, готового устроить магическую битву. Конечно, колдун, который избавлял от недугов, должен быть сильнее того, кто навел порчу, только тогда результат можно было считать положительным. 

Новость по теме

На «Солнцевороте» в Прионежском районе покажут магические обряды карелов

Развилка истории

Указ о праздновании 800-летия крещения карелов подписал Владимир Путин – юбилейным станет 2027 год. Дата установлена по одной из древнейших сохранившихся русских летописей – Лаврентьевской. Она содержит всем известную «Повесть временных лет» и рассказывает преимущественно о событиях Владимиро-Суздальской Руси. И именно лаврентьевский текст сообщает о том, что в 1227 году отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович «крестил множество Корел».

Фото: пресс-служба ПетрГУ

«Событие, безусловно, важное, поскольку определило историческую судьбу Карелии на все последующие века, – констатирует доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ПетрГУ Александр Пашков. – Карелия стала частью Русского мира, русской цивилизации

Альтернативой было принятие католичества и затем лютеранства от шведов. Тогда бы Карелия стала частью Швеции, а затем Финляндии, а все карелы были бы ими ассимилированы».

Впрочем, крещение стало вопросом не только геополитики. Как и на славян, на карел оно подействовало цивилизующим образом.

«Карельский этнос возник только в первой половине XII века. Карелы долго ничего не знали о христианском учении, поэтому их крещение было не этапом их духовного развития, а политическим решением, чтобы лишить шведов идеологического обоснования их крестовых походов на карел как на язычников. Карелы и вепсы реально приняли православие только в XVI веке», – подчеркивает историк.

Остров свободы

Есть такое понятие — homo unius libri. Человек одной книги. В широком смысле, писатель, создавший либо всего одно выдающееся произведение вообще, либо один-единственный шедевр, перед которым меркнет вся его остальная библиография. В этом статусе нет ничего презрительного или высокомерного. «Людьми одной книги» могли бы назвать себя Грибоедов и Маргарет Митчелл, Плиний Младший и Харпер Ли, Сервантес и Шолохов. Неплохая компания, в общем.

Карелу Чапеку повезло немного меньше. Его наследие признается бесспорной классикой не только чешской, но и мировой литературы, пьесы до сих пор идут в театрах, а по романам защищают диссертации. Тем не менее Чапек остается в нашей памяти — такова уж ее, памяти, жестокая ирония — автором даже не одной книги, а одного слова. Это несправедливо — и справедливо. Попробуем разобраться, почему.

Чехословакия первых 20 лет своего существования — так называемая Первая республика — была очень странным местом. Из всех соседних осколков Габсбургской империи, если не считать (до 1933 года) собственно Австрии, она одна сумела стать подлинно демократическим (и, что гораздо важнее, свободным) государством.

xfg

Фото: Global Look Press/Michaela Rihova/CTK

В Венгрии и Польше были вполне себе авторитарные режимы, к тому же помешанные на национализме. Чехословакия, при всех постродовых травмах, оставалась многонациональной динамично развивающейся страной, в которой чехи, словаки, немцы, украинцы, поляки, венгры, эмигранты из Советской России чувствовали себя относительно комфортно. Ну настолько, насколько вообще могла быть комфортной жизнь в Европе между двумя мировыми войнами.

В новом государстве царил плюрализм общественных настроений, а такая почва — самая благодатная для культуры и искусства. Чешская литература быстро — и блистательно — переболела темой Первой мировой, явив миру не только «Бравого солдата Швейка», но и гораздо более мрачные по настроению произведения Рудолфа Медека и Франтишека Лангера. Модный по всей Европе экспрессионизм тоже не оставил чехословацких писателей равнодушным.

Но вместе с тем именно в это время и в этом месте родился удивительный гений Карела Чапека, в котором природный юмор и мрачноватое отношение к окружающей действительности вылились в невероятную по силе фантастическую прозу — едва ли не лучшую в континентальной Европе той эпохи.

Карелы сегодня

Большинство населения Республики Карелия сегодня — это представители великих славянских народов, прежде всего русские, белорусы и украинцы. Их культуры гармонично интегрируются в среду, которую во многом сформировали другие культуры — карельская и поморская. Смешение этих культур и кровей в современной Карелии достаточно глубоко, и в республике давно стала расхожей формулировка, в которой жители Карелии, независимо от национальности, называют себя карелами. Собственно говоря, так же их называют и за пределами республики, так мы, выходцы из Республики Карелия, называем себя везде.

Обложка книги Кауко Рёухкя. Фото: Алексей Раумо

Интересно замечание финского музыканта и писателя Кауко Рёухкя, который много путешествует по российской Карелии:

«Здесь, в русской Карелии, есть что-то такое, что уже утеряно в Финляндии. Что-то первобытное, дикое, захватывающее… Дикая красота, которая пугает некоторых финнов, привыкших к чересчур стерильной, даже скучной жизни, где всё слишком организовано. Здесь всё по-другому. Контраст по приезде в Карелию огромен. Совсем другой стиль жизни. Но это и интересно»

Соглашусь с популярным финским музыкантом, с которым знаком лично:  родная Карелия — это захватывающий и интересный край, и пусть он останется всегда таким.

Алексей Раумо (в центре) и Кауко Рёухкя (слева). Фото: из архива Алексея Раумо

Почему указ появился сейчас?

Безусловно, подписание указа президента России Владимира Путина именно 20 сентября показательно, ведь в этот день подводились первые итоги выборов в Государственную думу и иные органы представительной власти страны. Очевидно, что у первого лица государства хватало дел в такой день, однако он нашел время на заботу о небольшой финно-угорской нации. Естественно, это, на мой взгляд, в первую очередь прямое проявление поддержки курса главы Карелии и его команды.

Владимир Путин и Артур Парфенчиков. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Артур Олегович лично является активным участником процессов развития родного для него края и генератором большого количества новых и перспективных идей такого развития, знаю это не понаслышке и как избиратель, и гражданин, и уроженец Карелии и благодарен ему за его вклад в развитие Карелии. Уверен, что многое еще предстоит сделать и созидательные планы главы и его команды осуществятся.

Средства федерального бюджета пойдут на реставрацию объектов культурного наследия, создание духовно-просветительских центров и реализацию издательских проектов.

«Точкой отсчета для юбилея является запись в Лаврентьевской летописи Владимиро-Суздальской земли о том, что именно в 1227 году переяславль-залесский князь Ярослав Всеволодович «крестил множество Корел»», — написал Артур Парфенчиков во «ВКонтакте». Достоверность даты подтверждается и Российской Академией наук.

Бытовой уклад карелов

Кушанья северных жителей – это простая в приготовлении еда из даров холодного края. Много блюд готовится из рыбы, которой в этих краях в изобилии. Горячая рыбная похлебка – уха – готовится быстро и утоляет голод надолго. В наваристый бульон из жирной рыбы добавляют картофель, лук и крупу. Из рыбы готовят и другие блюда. В больших количествах она идет на засолку и сушку. Грибы и ягоды заготавливают на зиму, чтобы полакомиться в холодные месяца. Пользуется популярностью выпечка.

Дома построены из дерева. В таких домах всегда по-особому уютно. Местные мастера украшают дома изящной резьбой, поэтому такие жилища похожи на сказочные теремки.

В доме чтятся древние традиции: уважение к старшим, посильная помощь детей по хозяйству, обсуждение важных дел всем семейством.

биография

До 1945 г.

Опоченски выигрывал чемпионат Чехии четыре раза в 1927, 1928, 1938 и 1944 годах. В 1919 году в Праге он был на 2 секунды  позади Франтишека Шуберта . В 1925 году он был 3 – й -4 – й в Париже (турнир Выиграно Александра Алехина ). В 1927 году он выиграл в Ческе-Будейовице, а в 1928 году стал 1- м в Брно . В 1933 году он выиграл 10- й  мемориал Вацлава Каутского в Праге. В 1935 году он 4- й в Бад-Наухайме (победил Ефим Боголюбов ).

В 1935 году он занимает 4- е место в Лодзи и выигрывает турнир в Лугачовицах . В 1936 году он был 2- м в Вене . В 1937 году он был 2- м в Теплице . В 1938 году он был 1- м в Ницце, а в 1938 году он разделил первое место с Германом в Праге .

Карел Опоченский четыре раза защищал чехословацкие цвета на Олимпийских играх  :

  • В 1931 году в Праге появилась  шахматная доска 4 е (+7 -2 = 4).
  • В 1933 году Фолкстон на  шахматной доске 4 е (10-0 = 3).
  • В 1935 г. в Варшаве на 2- й  доске (+5 –4 = 6).
  • В 1939 году в Буэнос – Айресе на 1 – й  доске (+8 -5 = 4).

Он выиграл индивидуальную золотую и серебряную командную медаль в Фолкстоне в 1933 году и командную бронзовую медаль в Праге в 1933 году.

Когда разразилась Вторая мировая война, Опоченский, Ян Фолтис и Франтишек Зита выступали за Чешско-Моравский протекторат на Олимпиаде в Буэнос-Айресе в 1939 году. Затем они решили вернуться в Европу, в то время как их товарищи по команде Иржи Пеликан и Карел Скаличка остались в Аргентине.

В 1940 году Opočensky был 2 – й , за Foltys, в Раковнике в чемпионате Чешско-Моравской . В 1941 году он сыграл вничью с Фолтисом в Праге (+4-4 = 4) и 7- м в Тренчанских Теплицах (выиграл Фолтис). Это 13- е место на турнире в Мюнхене в 1941 году (победу одержал Гёста Штольц ). В 1942 году он был 4 – й -5 – й в Праге (юбилей Дюрас ), за Алехина и Клаус Юнге . В 1943 году он был 3 е в Праге в чемпионате Чехии и Моравии. В 1944 году он выиграл такой же турнир в Брунне.

После Второй мировой войны

После войны он участвовал в нескольких международных и чехословацких турнирах. В 1945 году он был 2 – й3 – й за Эмилем Рихтером в Праге. В 1945 году он был 4- м в Ostraca (чемпионат Чехословакии, выиграл Людек Пахман ). В 1946 году он был 4- м в Лондоне и 1- м с Даниэлем Янофски и Пахманом в Арбоне. В 1947 году он был 4- м в Вене. В 1949 году он был 3 – й -6 – й в Вене. В 1949 году он был 4 – й5 – й в Арбоне. В 1956 году он выиграл 3- е место в чемпионате Чехословакии в Подебрадах (победил Ладислав Альстер ).

Международный судья

В 1951 и 1954 годах он был главным арбитром матчей чемпионата мира в Москве , Олимпиады в Хельсинки в 1952 году и турнира претендентов в Цюрихе в 1953 году .

Ему было присвоено звание международного мастера, когда оно было учреждено Международной шахматной федерацией в 1950 году, и звание международного судьи в 1951 году.

После замужества

После свадьбы появлялись дети, и процесс их роста и воспитания также без бытовой магии не обходился. Да и, кстати говоря, не обходится до сих пор. Например, от сглаза в люльку малыша подкладывали железные предметы, мальчикам – небольшой нож, девочкам – булавки и красные ленты. Бытует мнение, будто до 6-ти недель ребенок не имеет своих покровителей, способных уберечь его от порчи, и использовали именно железо, так как оно обладает невероятной силой против злых духов. 
А если ребенок долго плакал и не мог успокоиться, считали, что к нему пристала «ночная плаче». Это мифический образ, который появляется в доме и пристает к младенцу. Чтобы избавиться от него, проводили определенные действия: подметали избу, стучали кочергой по полу и лили воду через дверную ручку. После этого ритуала младенец хорошо спал.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий