Классические шахматы: правила игры и особенности

Соотношение силы той или иной фигуры

Давайте сейчас поговорим о силе фигур. Мы расскажем вам не только о том, кто кого сильнее, например, конь или слон, ферзь или ладья, но еще и о том, какая фигура сколько других фигур или пешек стоит. Если не понимаете, то сейчас все будет ясно… Итак…

Самая слабая фигура в шахматах – это пешка
. Она такая маленькая, безобидная и ходит всего на 1-2 клеточки вперед, кушает наискосок на одну клеточку или бьет на проходе. НО!

Не стоит забывать о том, что простая пешка может превратиться в любую фигуру (кроме короля), когда дойдет до последней линии шахматной доски. Так же давайте вспоминать случаи когда пешка ставила мат и решала исход партии. А посмотрите вот сюда:

Смотря на позицию на доске, невооруженным глазом видно, что черные выигрывают. Им грозит мат на c2 ферзем. У черных есть ферзь, ладья, да еще и 2 легких фигуры – слон и конь. У белых всего лишь ладья из сильных фигур. НО! У белых есть пешка и их ход.

Вопрос – в кого превращается пешка, встав на последнюю линию доски, а именно поле f7? Все верно — в коня. И черные получают красивый сперты мат. Вот вам и слабая пешка…

Если говорить о том, кто сильнее, конь или слон, то здесь все зависит от позиции на доске. В какой-то позиции конь сильнее чем слон, а в какой-то наоборот. Многое еще решает то, какой слон у игрока остается, белопольный или чернопольный.

Если у игрока остается 2 коня, а у его противника 2 слона, то считается, что 2 слона сильнее 2-х коней в игре. Ну, то есть, получается у первого нет слонов, только 2 коня, а у противника нет коней, только 2 слона.

На самом деле если очень серьезно заниматься изучением теории шахматной игры и ее стратегиям, то вы будете знать все от А до Я по вопросам силы фигур в той или иной позиции.

Ну и самой сильной фигурой на доске является ферзь. И почему, вы уже, наверное, сами поняли. Потому что ферзь ходит куда хочет.

Король не является ни сильной ни слабой фигурой, он просто является фигурой ценной. Короля надо беречь и защищать.

Теперь давайте поговорим о том, какая фигура сколько других стоит. Про пешку говорить не будем. Пешка, как говорится, пешку и стоит.

Правила игры в блиц шахматы

Блиц-шахматы представляют собой разновидность игры в шахматы, при которой на все ходы обеим участникам дается по 5 минут. Правила для шахмат блиц действуют те же, что и для обычных шахмат, единственное отличие – все ходы должны делаться очень быстро.

В данном случае от игроков требуется предельное внимание, собранность

Самое важное правило: ходы должны осуществляться очень быстро, больше всего времени может потребоваться в начале игры, поэтому рекомендуется много тренироваться и хорошо выучить все возможные варианты разных этапов шахматной игры

Также неплохо, если вы научитесь, играя в обычные шахматы, ставить различные виды матов, за короткое время проводить быстрый размер фигур, чтобы получить перевес над противником.

Ознакомившись с правилами, описанными выше, уже можно попробовать сыграть в первую шахматную партию. Однако для того чтобы научиться по-настоящему хорошо играть, нужно время, длительные тренировки, обучение, изучение различных позиций, ходов, нюансов игр и, конечно, постоянная практика.

Гексагональные

В этой игре доска выполнена в форме правильного шестиугольника, который состоит из 91 поля, имеющего соответствующую форму. Клетки подобных шахмат имеют три оттенка. Комплектация фигур аналогична традиционной игре, но каждому игроку плюсом идет дополнительный слон и пешка. Передвижения фигур по доске похожи на передвижения в классических шахматах с учетом того, что поле имеет гексагональную форму.

В самой первой интерпретации гексагональные шахматы придумал лорд Баскервиль. Вариант был создан в 1929 году и выполнен в форме прямоугольной доски, имеющей 83 поля. Самый популярный формат данной игры был создан в 1938 году В. Глинским. Полностью доработаны и запатентованы гексагональные шахматы в 1973 году.

Как заинтересовать ребёнка шахматами

Есть старый добрый беспроигрышный приём, многократно испробованный разными поколениями. Основан он на ещё более старой истине, которая гласит: «запретный плод сладок». Работает он так. До того, как начать обучение ребёнка правилам шахматной игры, нужно периодически в его присутствии доставать шахматную доску, расставлять фигуры, играть с другими членами семьи и гостями дома.

На все его вопросы следует отвечать: да, это очень интересная и увлекательная игра, и он тоже сможет поиграть в неё, но попозже, когда немного повзрослеет. После каждой партии нужно убирать игру повыше, чтобы ребёнок не имел возможности её достать

Важно непреклонно «держать паузу», не идя навстречу просьбам ребёнка дать ему эту игру

А через небольшое время (2-4 недели) можно торжественно сказать ребёнку, что он немного подрос и готов приобщиться к этой замечательной игре. Первое занятие лучше сделать совсем коротким – минут десять. Можно и нужно познакомить ребёнка с доской – игровым полем, с фигурами и их названиями, но объяснять правила игры следует начинать со следующего занятия, на другой день.

Следующие занятия, кстати, также нужно делать непродолжительными, порядка пятнадцати минут. Тогда ребёнок будет с нетерпением ожидать знакомства с шахматами и его занимательного продолжения. И маленькие, и взрослые люди больше всего ценят то, что не само идёт к ним в руки, а достаётся с трудом и находится «в дефиците».

Дополнительно простимулировать интерес детей к старинной мудрой игре помогут развивающие мультфильмы про шахматы, которые несложно будет найти в интернете. Удачный пример – фильм из сериала «Фиксики».

Правила ходов

Партию начинает игрок с белыми фигурами. Далее ходы делаются поочередно.

Ход – перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. Кроме коня и ладьи при рокировке фигуры не могут пересекать занятые фигурами клетки.

Если ход осуществляется на поле, занятое фигурой противника – это означает, что фигура соперника бита и ее снимают с доски.

Ход осуществляется одной фигурой за исключением рокировки: двойного хода с перемещением короля и ладьи. При этом сначала король перемещается на два поля по направлению к ладье, которая затем переносится через него на соседнее с ним поле. При этом игрок сначала должен коснуться короля (по правилу «Прикосновение к фигуре»). Во время рокировки король не может пересекать поле, атакованное фигурами противника. Рокировка возможно только в случае, если король или ладья уже ходили.

  • Король – ходит на любое соседнее поле, которое не атаковано;
  • Ферзь – ходит на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали;
  • Ладья – ходит на любое поле по вертикали и горизонтали;
  • Слон – ходит на любое поле по диагоналям;
  • Конь – ходит своеобразным зигзагом (буквой «Г») в том числе и через занятые другими фигурами поля;
  • Пешка – ходит только вперед по вертикали на соседнее свободное поле (с начальной линии пешка может перемещаться на два поля вперед). Взятие пешкой чужой фигуры возможно лишь по диагонали с перемещением вперед.

Кто придумал шахматы: история происхождения

История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.

Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.

Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры. Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии.

Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.

Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранги присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.

Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранги могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.

Первая версия

Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.

Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.

(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.

Вторая версия

Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.

Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.

Это интересно: Шахматная школа Российской империи

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход – этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью – если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

Теория дебютов в шведских шахматах

Из-за наличия в шведских шахматах элементов, связанных с контролем времени и взаимодействием игроков, чисто аналитическая теория, подобная теории классических шахмат, построена быть не может. Исход игры в значительной мере зависит от интуиции и качества взаимодействия игроков. Основные моменты, отличающие тактику шведских шахмат:

  • Наличие резерва само по себе требует изменения подхода к тактике и нападения, и защиты. В обоих случаях нужно учитывать фигуры резерва, свои и противника, причем не только наличные, но и те, которые могут появиться.
  • Фигура в резерве имеет бОльшую ценность, чем одноименная фигура на доске, главным образом, из-за гораздо большей мобильности. Принято считать что фигура в резерве приблизительно в полтора раза сильнее такой же фигуры на доске, но эта оценка не вполне точна, так как разница зависит от фигуры и позиции.
  • Изменяется сравнительная ценность фигур. Так, на доске слон сильнее коня, поскольку более мобилен, но в резерве мобильность уравнивается, и конь становится сильнее, поскольку от него невозможно закрыться.
  • Размен одной сильной фигуры на две менее сильные чаще всего более выгоден команде, игрок которой отдает одну фигуру, поскольку его партнер получает две фигуры в резерв, где они потенциально сильнее одной, даже более сильной.
  • Возрастает ценность пешек. Во-первых, они обеспечивают прикрытие позиции (выставлением пешки из резерва можно прикрыть угрожаемое направление практически на всей доске), во-вторых, после постановки пешки из резерва на шестую—седьмую горизонталь они гораздо легче, чем в классических шахматах, могут быть превращены в фигуры.
  • При наличии у партнера возможности быстрой победы, для которой необходима определенная фигура, игрок может действовать любым способом (даже путем многочисленных жертв и ухудшений позиции), чтобы получить требуемую фигуру, передать ее партнеру и зависнуть, дав партнеру возможность выиграть.

Разрешение или запрет на выставление фигур из резерва с шахом и/или матом существенно влияет на характер игры в шведских шахматах. Если разрешен и шах, и мат при выставлении фигуры, партии чаще проводятся в режиме форсированной атаки на короля противника, пусть даже за счет больших жертв. Разрешение шаха, но запрет мата при выставлении фигуры требует применения несколько более изощренных способов атаки. Полный запрет за шах и мат при выставлении фигур из резерва приводит к тому, что игра приобретает позиционный характер.

Девочки и мальчики

В обществе существует мнение, что шахматы больше мужской спорт, чем женский. Хотя в них могут одинаково играть девочки и мальчики. Чемпионаты мира по шахматам среди женщин стали проводить с 1927 года. При этом женщины могут играть в мужских турнирах, а вот мужчины в женские не допускаются.

Долгое время считалось, что мужчины играют в шахматы лучше, чем женщины. Однако Юдит Полгар разрушила этот стереотип

По мнению ее отца, важно начинать обучение с раннего возраста, уделять предмету достаточно времени, но при этом не забывать о всестороннем развитие. Тогда девочка сможет достичь высот в шахматах

Если изначально не стоит цель завоевать звание чемпионки, то шахматы могут быть полезны девочке для общего развития. Они научат ее аналитическому мышлению, ответственности, разовьют логику, что в конечном итоге может положительно сказаться на ее дальнейшей жизни и помочь в учебе.

Шахматы для девочки отличная возможность потренировать мозг. Сможет ли она достичь в них успеха зависит от множества факторов, в том числе от ее желания и заинтересованности. Поэтому прежде чем отдать дочь в шахматы поинтересуйтесь о наличии у нее желания заниматься этим видом спорта.

Швейцарская система

Проведение турниров

  1. Количество игроков должно быть четным.
  2. Программа выстраивает игроков по рейтингу и делит на две группы. Если рейтинга нет, то деление происходит случайным образом.
  3. Первый из первой группы играет с первым из второй. Т.е. при 20-ти участниках 1-й играет с 11-м,2-й с 12-м и т.д.
  4. Во втором туре программа делит игроков на три группы:
    • выигравшие;
    • с ничейным результатом;
    • проигравшие.

    Если в одной из групп образуется нечетное количество игроков, то последний игрок из предыдущей группы спускается в нижнюю группу и играет в паре с верхним участником из этой группы.

  5. Для проведения второго и последующих туров игроки каждой очковой группы определяются так же, как в п.1-п.3.

Особенности правил

  1. Игрок не может играть две и более партий с одним и тем же соперником.
  2. Цвета фигур в партиях должны чередоваться. Если у обоих игроков одинаковое количество партий, сыгранных каждым цветом, то белыми играет тот, кто последнюю партию играл черными. В любом случае, игрок не должен играть подряд более 3-х партий одним цветом. Правило не действует для боевых шахмат, где право первого хода всегда определяется жребием.
  3. Если соперник не явился на игру, то игрок получает очко как победитель.
  4. Количество туров такое же, как и при системе play-off для данного числа участников.

Подсчет очков

  1. Места распределяются по сумме набранных очков.
  2. Если у игроков одинаковое количество очков, то для определения победителя используют Коэффициент Бухгольца. Коэффициент Бухгольца игрока складывается из суммы всех очков соперников, с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними.

Ничья[]

Партия заканчивается вничью:

  • В положении, когда возможность выигрыша исключена (король против короля, король против короля со слоном или конем, король со слоном против короля со слоном (при одноцветных слонах)).
  • Если король игрока (при его очереди хода) не находится под шахом и игрок не может сделать ни одного хода. Такое положение называется патом.
  • При взаимном согласии игроков.
  • По требованию игрока, если одна и та же позиция возникает три раза, причем очередь хода каждый раз будет за этим игроком (троекратное повторение позиции).
  • Когда игрок до совершения хода доказывает, что обеими сторонами сделано не менее 50 ходов, в течение которых ни одна фигура не была взята и ни одна пешка не сделала хода (правило 50 ходов).
  • Если у одного из шахматистов закончилось время на ходы, отведенное регламентом партии, и у его соперника при этом на доске не достаточно фигур, чтобы поставить мат за условия наименее компетентной игры соперника.

Исключением является конь против пешки или Ладьи (мат возможен, но тогда засчитается ничья), или слон против пешки.

Правила Стейница

1. Право атаковать в шахматах имеет сторона, владеющая преимуществом, и должна атаковать, иначе рискует растерять свое преимущество. Атака ведется на самый слабый пункт в позиции неприятеля.

2. Защищающийся должен отражать удары неприятеля, следовать его мысли, угадывать его намерения, но в то же время не упускать случая провести встречный удар, перейти в нужный момент в контратаку. Защита – временное подчинение воле противника. Защищаться труднее, чем атаковать.

3. В равных позициях стороны маневрируют, стремясь изменить равновесие в свою пользу. При правильной игре сторон, равная позиция вновь приводит к равным позициям.

4. Преимущество может состоять из одного большого неделимого преимущества и из ряда мелких преимуществ. Задача ведущего позиционный бой – накапливать мелкие преимущества, стремясь превратить временные преимущества в постоянные.

Постоянные премущества и недостатки: материальный перевес, плохая позиция короля, наличие проходной пешки, слабые пешки, слабые поля, слабость периферии (для белопольного или чернопольного слона), пешечные островки, сильный пешечный центр, преимущество двух слонов, владение открытой вертикалью, владение открытой диагональю, владение горизонталью.

Временные преимущества и недостатки: неудачная позиция одной фигуры, дисгармония в расположении фигур, перевес в развитии, фигурное давление в центре, перевес в пространстве.

Правила при игре с разносторонними рокировками

1. Учесть, что противник почти обязательно бросится штурмовать вашу позицию на другом конце доски. Вопрос стоит: кто кого? Нужно твердо помнить, что успеха достигнет тот, кто первым захватит инициативу и заставит противника перейти к обороне, после чего все его активные действия на другом конце доски станут бессмысленными.

2. Предусмотреть, чтобы противник не опередил вас на другом фланге, не вынудил перейти к обороне. Всегда помнить, в случае потери инициативы, ваш штурм лишь ослабит вашу собственную позицию.

3. До рокировки подготовить штурм двумя-тремя пешечными ходами на той стороне доски, где вы задумали вести наступление. Такие предварительные действия окончательно не выясняют еще вашего плана и ведут к выигрышу драгоценного времени.

4. Во время штурма внимательно следить за флангом, где противник штурмует позицию вашего короля. В случае необходимости, сделать там 1-2 оборонительных хода, чтобы задержать продвижение вражеской армии.

5. Сделать полный расчет пешечного штурма, так как его проведение требует 5-7 ходов для вскрытия вертикалей.

При игре с разносторонними рокировками, путей к отступлению нет – точность расчета становится решающим фактором.

Перед рокировкой следует учесть:

1. Положение собственных штурмующих пешек: как далеко они продвинуты, сдвоены они или изолированы, могут ли без больших потерь двинуться с места, не ослабит ли их продвижение позиции ваших фигур.

2. Положение пешек противника. Всякое выдвинутое положение вражеской пешки дает возможность поскорее за нее “зацепиться” и тем самым вскрыть вертикаль. Поэтому обороняющийся обязан избегать продвижения своих пешек навстречу штурмующим отрядам врага, а атакующий – стараться вынудить такое продвижение.

3. Позицию собственных фигур и фигур противника на пути продвигающихся пешек. Чужие фигуры дают лишние темпы – нападая на фигуры пешками, вы заставляете их ходить; свои отнимают время, затраченное на отвод мешающих фигур. Поэтому перед рокировкой в разные стороны, вы обязаны отвести с пути своих пешек свои же фигуры.

4. Расположение собственных фигур, способность их поддержать штурм, ворваться в образующийся пролом в позиции. Если ваши фигуры расположены вдалеке от того места, где вы штурмуете, то при прорыве не будете иметь достаточно сил для того, чтобы использовать эту выгоду. Перед началом штурма необходимо тщательно обдумать вопрос о возможности подведения резервов к важнейшему участку доски.

Правила при игре с односторонними рокировками

1. Фигурная атака – нападающий концентрирует на королевском фланге наибольшее число своих фигур, подводя в случае нужды резервы, затем добирается до вражеского короля, используя слабые пункты в его резиденции, или захватывает открытые вертикали и диагонали.

2. Пешечный штурм – только, если центр надежно защищен (стабилизирован) и противник полностью лишен возможности провести там контрудар , полезно бывает подключить к атаке пешки.

История появления

История возникновения игры насчитывает более 1500 лет. Индия стала тем местом, где изобрели шахматы. Произошло это примерно в VI веке до н. э. Назывались фигурки изначально чатуранга. Отличием от привычной игры было то, что одновременно участвовать в ней могли сразу четверо игроков, а ходы осуществлялись после бросков игровых костей. Победителем состязания становился тот, кто смог уничтожить все фигурки своих соперников. По мере распространения чатуранги в другие страны в ней произошли некоторые изменения.

Считается, что шахматы стали прообразом войн и битв, только без жертв. Этим объясняется интерес многих правителей к игре. Значение турниров очень велико, ведь благодаря им страны могли решить свои проблемы, не потеряв ни единого воина.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий