Как легко поставить мат двумя ладьями?

Общие маты

Помощник по рангу

Из Берджесса, стр. 16

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые выигрывают ходом 1.Rd8 #.

Мат на задней горизонтали – это мат, поставленный ладьей или ферзем на задней горизонтали (то есть в ряду, в котором фигуры стоят в начале игры), в котором матовый король не может двигаться вверх. доска, потому что король заблокирован дружественными фигурами (обычно пешками) на второй горизонтали. На диаграмме показан пример мата на втором месте. Он также известен как помощник по коридору .

Товарищ ученого

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Помощник ученого – черным поставлен мат.

Анимация, демонстрирующая помощник ученого

Мат ученого (также известный как мат с четырьмя ходами) – это мат, достигаемый ходами:

1. e4 e5 2. Qh5 Nc6 3. Bc4 Nf6 ?? 4. Фxf7 #

Ходы можно было разыграть в другом порядке или с небольшими вариациями, но основная идея та же: ферзь и слон объединяются в простой матовой атаке на f7 (или f2, если черные выполняют мат). Есть и другие способы поставить мат в четыре хода.

Приятель дурака

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат дурака – белым поставлен мат.

Анимация, демонстрирующая друг дурака

Мат дурака , также известный как «Мат с двумя движениями», является самым быстрым матом из возможных. Яркий пример состоит из ходов:

1. f3 e5 2. g4 Qh4 #

приводя к показанному положению. (Схема может иметь небольшие вариации, например, белые могут сыграть f2 – f4 вместо f2 – f3 или сначала ходят пешкой g , а черные могут сыграть … e7 – e6 вместо … e7 – e5.)

Спертый мат

Тимман против Шорта, 1990
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Задушенный мат после 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 + Kh8 29.Qg8 + Rxg8 30.Nf7 #.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Конечная позиция

Спертый мат является мат поставляется в рыцаре , в котором Mated король не в состоянии двигаться , потому что он окружен (или задушен ) своими собственными частями.

Мат обычно виден в углу доски, так как там нужно меньше фигур, чтобы окружить короля. Наиболее распространенная форма задушенного партнера показана на диаграмме рядом. Рыцарь на f7 поставляет мат королю на h8 , который предотвращен от возможности избежать проверки со стороны ладьи на g8 и пешки на g7 и h7. Точно так же белые могут получить мат с белым королем на h1 и конем на f2. Аналогичные маты на a1 и a8 встречаются реже, потому что рокировка на более распространена, поскольку она безопасно помещает короля ближе к углу, чем если бы рокировка произошла на .

Линия Троицкого[]

Мат двумя конями (при материальном соотношении «король и два коня против короля и пешки») исследовался выдающимся русским и советским шахматным композитором Алексеем Троицким. Троицкий выяснил, что если пешка слабейшей стороны заблокирована конём на так называемой линии Троицкого или до неё, сильнейшая сторона может вынудить мат вне зависимости от того, где находятся все остальные три фигуры. В некоторых случаях при оптимальной игре обеих сторон для выигрыша необходимо 115 ходов, то есть слабейшая сторона при современном шахматном «правиле 50 ходов» может потребовать ничью в середине процесса матования (при жизни Троицкого «правила 50 ходов» не существовало).

Линия Троицкого

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Линия Троицкого: белые могут поставить мат, если чёрная пешка заблокирована белым конём на одном из обозначенных полей или до него

План игры следующий: один из белых коней блокирует чёрную пешку (на или до линии Троицкого) вставая перед ней, после чего белый король и свободный конь теснят чёрного короля в угол; затем второй конь бросает пешку и подключается к матованию, в результате которого возникает патовая позиция,Шаблон:Нет АИ но пата не происходит, т.к. чёрная пешка делает вынужденный ход; следующим ходом объявляется мат.

Если чёрная пешка вырвалась за линию Троицкого, существуют некоторые особые позиции чёрного короля, когда мат всё ещё возможен, но представляет трудность даже для гроссмейстеров.

Примеры[]

В. Пахман

Práce, 1949

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Ход белых. Выигрыш.

Решение:1.Kc5! Cb5!? 2.Cc2! Cd3! 3.Kb4! C:c2 4.K:c2#.

А. Манвелян

1-й почётный отзывШахматная поэзия, 1999

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Ход белых. Выигрыш.

Решение:1.Ke4+! Kpe5 2.Kf2 Kpd4! 3.C:e1 Cc3! 4.Kd2 Kpe3 5.Kd1+ Kpe2 6.K:c3+ Kp:e1 7.Kf3#.

В. Жеглов

Кони Гипаниса, 19913592 Ideal-Mate Encyclopedia Vol.2, 2000

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

h#5*

Кооперативный мат в 5 ходов.

Иллюзорная игра (начинают белые):1…Kpc6 2.Kpc8 Kg6 3.Kpd8 Ke5 4.Kpe7 Kpb7 5.Kpd8 Kc6#.

Решение (начинают чёрные):1.Kpb7 Kpd8 2.Kpc6 Kpc8 3.Kpd6 Ke4+ 4.Kpe7 Kg6+ 5.Kpe8 Kd6#.

Идеальные Эхо-хамелеонные маты.

Редкие маты

В некоторых редких позициях можно форсировать мат королем и конем против короля и пешки.

Товарищ стэммы

Товарищ стэммы

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые побеждают любой стороной.

На диаграмме, показывающей мат Стаммы (названный в честь Филиппа Стаммы ), ход белых побеждает:

1. Nb4 + Ka1
2. Крc1 a2
3. Nc2 #

Белые также выигрывают, если черные ходят первыми:

1 … Ka1
2. Nc1 a2
3. Nb3 #

Ногейрас против Гонгоры, 2001 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ход белых побеждает.

Этот мат произошел в матче Хесус Ногейрас – Майкел Гонгора , Чемпионат Кубы 2001 года (см. Диаграмму), который продолжался:

81. Крc2 Кa1
82. Nc5 Ka2

Если 82 … a2, то 83.Nb3 #.

83. Кd3

Достижение позиции на первой диаграмме с ходом черных.

83 … Ka1
84. Nc1 1–0

Здесь черные сдались ; игра продолжалась бы 84 … a2 85.Nb3 #.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые выигрывают

Подобной позиции с конем на d2 более 500 лет, она обозначена как «Partito n. 23» Лукой Пачоли в его MS De ludo scachorum (латинское «Игра в шахматы»), датированной 1498 годом и недавно переизданной ( Gli scacchi) от Aboca Museum Edizioni.

1. Nf3 Ka1
2. Nd4 Ka2
3. Ne2 Ka1
4. Nc1 a2
5. Nb3 #

Необычные товарищи

Существуют также позиции, в которых король и конь могут поставить мат королю и слону, коню или ладье; или король и слон могут поставить мат королю слоном на полях другого цвета или конем, но мат не может быть принудительно поставлен, если на доске нет другого материала (см. схемы для некоторых примеров). Тем не менее, он не позволяет этим комбинациям считаться ничьей из-за «недостаточного матового материала» или «невозможности мата» по правилам шахмат ФИДЕ . В Федерации шахмат США правила различны. В типичной позиции, когда противостоит младшей, игрок может потребовать ничью, если у него осталось ограниченное количество времени.

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Два и три рыцаря

Два рыцаря
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Матовые позиции можно строить, но их нельзя форсировать.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат не может быть принудительным. Вот, … Ka8 ?? позволяет мат (Nbc7 #), но … Kc8! избегает этого.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые не могут форсировать мат из-за пат.

Невозможно форсировать мат королем и двумя конями, хотя матовые позиции возможны (см. Первую диаграмму). На второй диаграмме, если черные сыграют 1 … Ka8 Белые могут матовать ходом 2. Nbc7 # , но черные могут сыграть 1 … Kc8 и избежать угрозы. Задача защитника проста – он просто должен избегать перехода в позицию, в которой ему может быть поставлен мат на следующем ходу, и в таких ситуациях у него всегда есть еще один ход.

На третьей диаграмме один конь защищает c1, а другой конь пытается поставить мат. После 1. Ndc3 + Ka1 белым нужно перевести коня с e2 на c2. Но если белые сыграют 2. Nd4 , у черных будет пат .

При некоторых обстоятельствах два коня и король могут заставить мат против короля и пешки (или, реже, нескольких пешек). Выигрышный план, который довольно сложно реализовать на практике, состоит в том, чтобы заблокировать пешку (пешки) противника одним из коней, вывести вражеского короля в безвыходное положение, а затем поставить другого коня на мат. (См. Эндшпиль с двумя конями .)

Три рыцаря

Три коня и король могут заставить мат одинокому королю в течение двадцати ходов (при условии, что одинокий король не может быстро выиграть коня). Такие ситуации обычно встречаются только в шахматных задачах , так как по крайней мере один из коней должен быть превращен фигурой , и редко есть причина превращать пешку в фигуру, кроме ферзя (см. Недостаточное продвижение ).

Как расставить шахматы на доске

В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.

Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.

Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник»

У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой)

Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить не трудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.

Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.

Редкие маты

В некоторых редких позициях можно принудительно поставить мат королем и конем против короля и пешки.

Товарищ стэммы

Товарищ стэммы

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые побеждают любой стороной.

На диаграмме, показывающей мат Стаммы (названный в честь Филиппа Стаммы ), ход белых побеждает:

1. Nb4 + Ka1
2. Крc1 a2
3. Nc2 #

Белые также выигрывают, если черные ходят первыми:

1 … Ka1
2. Nc1 a2
3. Nb3 #

Ногейрас против Гонгоры, 2001 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ход белых побеждает.

Этот мат произошел в матче Хесус Ногейрас – Майкел Гонгора , чемпионат Кубы 2001 года (см. Диаграмму), который продолжался:

81. Kc2 Ka1
82. Nc5 Ka2

Если 82 … a2, то 83.Nb3 #.

83. Кd3

Достижение позиции на первой диаграмме с ходом черных.

83 … Ka1
84. Nc1 1–0

Черные сдались здесь; игра продолжалась бы 84 … a2 85.Nb3 #.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ход белых побеждает.

Подобной позиции с конем на d2 более 500 лет, она обозначена как «Partito n. 23» Лукой Пачоли в его MS De ludo scachorum (латинское «Игра в шахматы»), датированной 1498 годом и недавно переизданной ( Gli scacchi) от Aboca Museum Edizioni.

1. Nf3 Ka1
2. Nd4 Ka2
3. Ne2 Ka1
4. Nc1 a2
5. Nb3 #

Необычные товарищи

Есть также позиции, в которых король и конь могут поставить мат королю и слону, коню или ладье; или король и слон могут поставить мат королю слоном на полях другого цвета или конем, но мат не может быть принудительно поставлен, если на доске нет другого материала (см. схемы для некоторых примеров). Тем не менее, он не позволяет этим комбинациям считаться ничьей из-за «недостаточного матового материала» или «невозможности мата» по правилам шахмат ФИДЕ . В Федерации шахмат США правила различны. В типичной позиции, когда противостоит малой, игрок может потребовать ничью, если у него осталось ограниченное количество времени.

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Два и три рыцаря

Два рыцаря
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Матовые позиции можно строить, но их нельзя форсировать.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат не может быть принудительным. Вот, … Ka8 ?? позволяет мат (Nbc7 #), но … Kc8! избегает этого.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые не могут форсировать мат из-за пат.

Невозможно форсировать мат королем и двумя конями, хотя матовые позиции возможны (см. Первую диаграмму). На второй диаграмме, если черные сыграют 1 … Ka8 Белые могут поставить мат путем 2. Nbc7 # , но черные могут сыграть 1 … Kc8 и избежать угрозы. Задача защитника проста – он просто должен избегать перехода в позицию, в которой ему может быть поставлен мат на следующем ходу, и в таких ситуациях у него всегда есть доступный другой ход.

На третьей диаграмме один конь защищает c1, а другой конь пытается поставить мат. После 1. Ndc3 + Ka1 белым нужно перевести коня с e2 на c2. Но если белые сыграют 2. Nd4 , черные в патовой ситуации .

При некоторых обстоятельствах два коня и король могут заставить поставить мат королю и пешке (или, реже, большему количеству пешек). Выигрышный план, который довольно сложно реализовать на практике, состоит в том, чтобы заблокировать пешку (пешки) противника одним из коней, вывести вражеского короля в безвыходное положение, а затем поставить другого коня на мат. (См. Эндшпиль с двумя конями .)

Три рыцаря

Три коня и король могут заставить мат одинокому королю в течение двадцати ходов (при условии, что одинокий король не может быстро выиграть коня). Эти ситуации обычно встречаются только в шахматных задачах , поскольку по крайней мере один из коней должен быть превращен фигурой , и редко есть причина превращать пешку в фигуру, отличную от ферзя (см. Недостаточное продвижение ).

Как поставить мат ладьей и королем

У черного короля самая выгодная позиция – в центре. Белые должны оттеснить и заматовать его не более чем за 50 ходов. Если это сделать не удастся, то в соответствии с правилами шахматной игры партия будет считаться закончившейся вничью. “Времени” мало, поэтому все нужно заранее продумать. Сначала решаем, к какому краю доски будем оттеснять черного короля. Допустим, к 8-й горизонтали.

[FEN “8/8/8/4k3/8/8/1K6/7R w – – 0 0”] 1. Rh4 {После этого хода у черного короля осталась доступной только половина доски. Если бы мы сейчас дали королю шах ходом 1. Лb1 -b5, то после 1….Кре5-е4 мы бы только еще дальше отогнали его от цели – 8-й горизонтали. Как видишь, здесь шахи не всегда способствуют оттеснению короля.} Kf5 2. Kc3 { На помощь ладье направляется король. Его основная цель – создать ситуацию, когда бы король соперника оказался с ним на одной вертикали на расстоянии одной пустой клетки.} Kg5 {Сейчас атакована ладья, поэтому се нужно перебросить на другой фланг, как можно дальше от неприятельского короля.} 3. Ra4 Kf5 {Черному королю ничего не остается, как двигаться навстречу белому. Если он станет на какое-нибудь поле 6-й горизонтали, то ладья сразу же использует это и отсечет короля ходом Ла4-а5. После этого свободное пространство черного короля уменьшится еще на одну линию.} 4. Kd3 Ke5 5. Rb4 {Важный момент для понимания приема оттеснения. Ладья делает выжидательный ход (то есть ход с целью передать очередь хода), чтобы черный король первым стал напротив белого, или, как говорят шахматисты, занял ближнюю оппозицию.} Kd5 {Возникла ближняя вертикальная оппозиция, и именно в этот момент ладья должна объявлять шах. Ведь благодаря оппозиции все три поля, доступные черному королю на 4-й горизонтали, контролируются теперь белым королем} 6. Rb5+ Kc6 7. Rh5 {Ладья опять направляется на наиболее удаленное от неприятельского короля поле, сохраняя при этом контроль над только что завоеванной 5-й горизонталью.} Kd6 8. Ke4 {Еще один важный момент. Ты уже знаешь, что белый король не должен первым занимать оппозицию. Поэтому плохо было играть 8. Крd4, так как после 8. …Крe6 противостояние сразу нарушалось. Теперь же – после хода 8. Кре4 – черный король не может направиться к ладье ходом 8…. Крe6, поскольку попадет под оппозицию и будет немедленно отрезан еще на одну горизонталь ходом 9. Лb5-b6+!} Kc6 9

Kd4 {Запомни важное правило: король сильнейшей стороны (то есть стороны, которая имеет материальное преимущество) должен преследовать своего соперника на расстоянии хода коня. Тогда через несколько ходов неизбежно возникнет выгодная для него оппозиция.} Kb6 10

Kc4 Ka6 11. Kb4 Kb6 {Дальше убегать некуда, поэтому черные вынуждены опять первыми занять оппозицию. На 12. …Крb7 все равно последовало бы 13.Лh6, лишая черного короля 6-ой горизонтали.} 12. Rh6+ Kc7 13. Kb5 {Помнишь? Короля преследовать на расстоянии хода коня! Теперь все маневры повторяются еще раз, но уже на одну горизонталь ближе к краю доски.} Kd7 14. Kc5 Ke7 15. Kd5 Kf7 16. Ke5 Kg7 17. Ra6 Kh7 18. Rb6 {Снова выжидательный ход.} Kg7 19. Kf5 Kh7 20. Kg5 Kg8 {Черные решили сразу уступить 7-ю горизонталь, так как после 21. …Крg7 22. Лb7+ им пришлось бы сделать то же самое.} 21. Kf6 {Самый короткий путь к мату. Другой вариант – 23. Крh6 (на расстояние хода коня, но с другой стороны) – тоже возможен, но он более длинный, так как опять пришлось бы преследовать короля до противоположного фланга, перебрасывать ладью и делать выжидательный ход.} Kh8 22. Kg6 Kg8 23. Rb8# { И получилась уже знакомая нам матовая ситуация.} 1-0

Существуют и другие способы оттеснения короля, но рассмотренный нами является наиболее простым и легко запоминаемым. В заключение постарайся запомнить две патовые позиции, в которые лучше не попадаться:   

Как видите поставить мат ладьей при помощи короля не так и сложно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий