Смятение
Вспомним упомянутый выше пример эндшпиля с ладьей и конем против ладьи.
Существуют шахматисты, которых пугают подобные позиции: «А вдруг я не смогу добиться ничьей? Что скажут друзья, тренеры, близкие? Меня засмеют!». Юным игрокам приходится очень сложно — спокойствие улетучивается, появляется неверие в собственные силы.
Совет профессионала: не паникуйте, сталкиваясь с неизученным ранее эндшпилем. Незнакомая позиция не означает, что вы не сможете сыграть вничью или победить.
Совет профессионала: в процессе совершения ходов думайте только о партии. Забудьте о посторонних вещах: мнении тренера, друзей или близких.
Иногда события развиваются по противоположному сценарию. Вы уверены с силе своей позиции и рассчитываете на положительный исход партии. Но вместо этого получаете заслуженный ноль в турнирной таблице.
Совет профессионала: не позволяйте оппоненту расслабиться, обладая хорошей позицией в эндшпиле. Создавайте сидящему напротив вас шахматисту проблемы, вынуждайте его ошибаться в защите.
Важным аспектом шахмат остается не только спортивное соперничество, но и психологическое противостояние игроков.
При нехватке времени у соперника вы должны приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить сложную позицию на доске. Но не увлекайтесь психологическими маневрами или искусственным затягиванием времени — помните о концентрации. Её потеря может привести к глупой ошибке, которая будет стоить вам победы.
Как видите, основной причиной потери концентрации становится эмоциональная нестабильность игроков. Каждому следует разработать собственный план, который позволит преодолеть эту сложность. При анализе своих ошибок старайтесь сохранять объективность.
Мой последний совет: чтобы вы ни делали за шахматной доской или в жизни, представляйте конечный результат. Это поможет двигаться к нему без лишних мыслей. Вы сможете очистить разум и не отвлекаться на внешние факторы. Доводите любое действие до логического завершения, не останавливайтесь на половине пути.
Урок деcятый. Как начинать шахматную партию
crash вт, 05/26/2015 – 13:55
Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.
Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.
Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.
Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.
Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства.Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?Существуют два правила. Они вам помогут!
1. Королева (ферзь) любит свой цвет. Белую королеву нужно поставить на белую клетку d1, чёрную королеву – на чёрную d8.
2. «d» – Д – для Дамы (ферзя), d1 – белой Даме, d8 – чёрной.
Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.
С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.
1. е2 – е4Что сказали белые?
1. Они объявили войну.
2. Захватили важное центральное поле е4. 3. Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника
3. Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника.
4. Они осуществляют контроль над полями d5 и f5 в чужом лагере.
5. Открыли дорогу слону и ферзю.
Тебе важно научитьñя не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход
1. . . . e7 – e5(Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «. . .»).Чёрные своим первым ходом:
1. Заявили о согласии вести военные действия.
2. Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю.
3. Препятствуют вторжению белых.
2. Kg1 – f3 . . .Белые своим вторым ходом:
1. Вывели в бой коня.
2. Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.
3. Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.
4. Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.
5. В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.
2. . . . Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4
В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.Но сначала позаботимся о Его Величестве!
Общие правила
Игроки должны придерживаться установленных правил.
Основные из них:
- шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
- белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
- начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
- ходят игроки по очереди;
- за 1 ход передвигается 1 фигура;
- если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
- к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
- если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
- необходимо контролировать время для раздумья;
- перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.
Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:
- 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
- белая и черная основные диагонали;
- 6 белых и 6 черных диагоналей;
- большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
- центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.
Расположение фигур на поле
Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:
- в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
- второй ряд занимают 8 пешек.
Тонкости нападения
Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.
Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.
В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.
В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.
Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов
При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой
Ход пешкой по диагонали
Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.
Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.
Атака пешки.
Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:
- пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
- белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
- соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.