В чем заключается польза и вред шахмат?

Как заинтересовать ребенка шахматами

Перед родителями часто возникает вопрос: «С какого возраста начинать учить ребенка шахматам». Однако психологи и тренеры не могут дать им единого ответа. Некоторые дети готовы начинать знакомиться с игрой в 3 года, а другие — приступить в начальной школе. Мозг ребенка в возрасте 3 лет очень пластичен и может легко воспринимать поступающую информацию. Шахматы для ребенка 3 лет принесут пользу только при наличии желания учиться.

Существует несколько способов заинтересовать ребенка 3-6 лет шахматами. Прежде всего, в эту игру должны играть близкие ему люди. Видя времяпрепровождение своих родных, малыш начинает активно интересоваться деревянными фигурами, передвигающимися на доске. При этом можно поддержать ребенка, научив его основным правилам игры. Также дошкольнику рекомендуется показать несколько нехитрых приемов, например, детский мат.

Книги и рассказы о древней игре вызовут интерес и эмоциональный отклик у детей. В частности, лучше использовать книги с большим количеством иллюстраций. Кроме того, можно найти мультфильмы, в которых главные герои играют в шахматы.

Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх

До 6 летнего возраста интерактивное обучение является лучшим выбором для ребенка, оно помогает развивать его способности, мыслительные процессы и одновременно не дает заскучать в процессе познания мира.

Существует много компьютерных игр, которые обучают шахматам и дают возможность самостоятельно овладеть такими навыками, используя ПК.

Принцип такой игры построен на наличии героев, которые сопровождают малыша в мире, где царят шахматные фигуры и он живет по их правилам. Знакомство с правилами происходит постепенно и увлекает, поскольку оно связано с получением определенных бонусов вместе со знаниями, а также возможностью кого-то спасти, победить, помочь, что положительно влияет на развитие социальных навыков.

Популярными вариантами он-лайн обучающих игр для детей являются:

  • Алладин – волшебные шахматы;
  • Динозавры учат шахматам;
  • Шахматная страна.

Обратите внимание!При выборе такого варианта обучения, важно следить за тем, сколько времени малыш проводит у монитора и помогать ему, если он с чем-то не разобрался. Ведь главная цель – обучение, а не времяпровождение у компьютера

Интеллектуальные навыки

Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление

Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.

Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.

Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.

При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению

Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться

Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.

Основные принципы правил шахматной игры

  • Сражение на шахматной доске между армиями белых и чёрных фигур ведётся по особым правилам. У каждой фигуры есть название, своё первоначальное место на доске и свои возможности.
  • Ценность фигур – очень разная: конь ценнее, чем пешка, но гораздо менее ценен, чем ферзь или ладья.
  • Самая ценная фигура, на которую ведётся настоящая охота – это король. Но, при своей ценности, он очень ограничен в возможностях: может передвигаться всего не одну клеточку и не может располагаться на поле «под боем».
  • Игроки ходят по очереди. Первым всегда начинает тот, у кого белые фигуры. Цвет фигур выбирается перед началом партии по жребию или по обоюдному согласию.
  • Цель игры – не в том, чтобы «посбивать» как можно больше фигур противника. Цель состоит в том, чтобы добраться до его короля и поставить ему мат. То есть, поставить короля в безвыходное положение – когда и та клетка, на которой он стоит, и те клеточки, на которые он мог бы сделать ход, находятся под боем.
  • Отсюда один из основных принципов: всегда обеспечивать прикрытием своего короля и выбирать для него такую позицию, которая имеет пути к отступлению.

Сразу учите ребёнка вести наступление всем шахматным войском: с самого начала партии стараться ходить несколькими фигурами, продвигая их вперёд и развивая свою позицию. А не бросать в бой одного ферзя и барахтаться с ним, пока остальные фигуры скученно стоят на своей половине поля без дела. Учите его «посылать вперёд пехоту»: чем слабее фигура, тем ближе к армии противника она должна быть на начальном этапе партии. А потом, под прикрытием слабых фигур, устремятся в прорыв и атаку фигуры более сильные и ценные.

Но это не значит, что пешки можно «раздавать направо и налево»: пусть они прикрывают друг друга цепью, как бы «взявшись за руки». Вообще, «давать на съедение» любую фигуру можно только, если ты жертвуешь ей в пользу удачного хода, изменения своей позиции к лучшему. И если ты уверен, что эта жертва принесёт пользу тебе, а не твоему противнику.

Особенности игры

Игра появилась полторы тысячи лет назад в Индии, хотя сейчас китайцы оспаривают данное первенство. Шахматы смогли завоевать весь мир и обрести миллионы поклонников. В этом нет ничего удивительного, так как в этой бесконечно мудрой игре каждый обретет желаемое и найдет свое направление.

Ведутся неутихающие споры по поводу того, чем являются шахматы: наукой, искусством или спортом? Каждый шахматист в той или иной степени художник, ученый и спортсмен. Замечательно, не правда ли?! К этому можно еще добавить: психолог, юрист, дипломат.

Крутые шахматные принты

Особенность этой игры заключается в том, что двое соперников ведут борьбу на строго определенном участке шахматной доски по установленным правилам за ограниченное время. В распоряжении того и другого находится армия из шестнадцати фигур, передвигающихся по вертикалям, горизонталям и диагоналям с целью дальнейшего взаимодействия между собой и фигурами противника для того, чтобы добиться победы, поставив мат королю соперника.

Откуда пошли шахматы

Шахматы

История захватывающий игры насчитывает полторы-две тысячи лет, но признание шахмат как спортивной дисциплины произошло в 1999 году. Ученые нашли первое упоминание об игре «чатуранга» в рукописях Древней Индии, датированных VI веком. В названии отразилось движение на поле боя всех родов оружия: пехота, конница, колесницы, боевые слоны. Построение фигур на поле в точности отразило диспозиции и состав войск индийской армии. Когда игра приникла в арабский мир, ей дали новое название: «шатрандж». Иранцы изменили порядок построения «войска» и правила игры, превратив в азартную забаву – на кон ставили деньги. Церковь поспешила занести игру в разряд запретных, затормозив на десятилетие развитие игры «воинов». Попав в Европу, сражение на черно-белых клетках получило новое название – шахматы и распространилось по всему миру. Конец 19 века в мире шахмат ознаменовался первыми турнирами, соревнованиями и чемпионатами. Это было время, когда игра получила незыблемые – классические – правила. Прошлый век «отметился» тем, что ввел звание «гроссмейстер», которое присваивалось победителям мировых чемпионатов.

Польза от игры в шахматы

На уровне интуитивном, в полезности шахмат мало кто сомневается. Для большинства этогодостаточно. Однако не все же доверят интуиции. Многие хотят доказательств, так сказать,добытых эмпирическим путем.

Вероятно, с подачи таких «Фом неверующих» были организованы различные наблюдения, тесты,эксперименты. В разное время и в разных странах.

Мы видели только позитивные итоги.

Например, в Бельгии, в 2015 году провели эксперимент по включению шахмат в школьнуюпрограмму в некоторых школах. Итог эксперимента с участием приблизительно 3 тысяч ребят:Почти 25% ускорили умственное развитие, улучшили успеваемость.

Какие конкретно качества развивают шахматы? Давайте пройдемся.

Ответственность. Шахматы – игра индивидуальная. Буквально все зависит от самого игрока. Как подготовился, в том числе психологически. Как играл, выдерживал нагрузку, насколько был внимателен. То есть полная самостоятельность. А она воспитывает ответственность.

Самостоятельность. Кстати о самостоятельности. За шахматной доской вы один на один со всеми вызовами, проблемами, выборами. Все зависит только от вас, от ваших решений. Подсказку не спросишь, в Гугл не заглянешь. Результат партии – результат собственных решений.

Приятие решений. То, что проделывает даже совсем юный шахматист во время игры – процесс постоянного выбора лучшего решения. В теории процесс принятия решения – это уже программа высшей школы. А в шахматах – пожалуйста, тренировка этого важнейшего в жизни навыка уже в детстве. Постепенно процесс принятия решений становится навыком

Думается, мало кто будет оспаривать важность научиться быстро и правильно принимать решения.

Творческий потенциал. Этот самый потенциал есть у каждого

Конечно, он разный и вероятно разнонаправленный, но он есть. До поры до времени, он может никак не проявляться, а может и вовсе не проснуться. Работающие во время игры и занятий оба полушария мозга, приводят последний в оптимальный режим работы. Задача шахмат – «выдать на гора» способности, разбудить творческое начало. Многие ведущие шахматисты разных времен, чемпионы мира, проявляли таланты в различных творческих сферах. Например, Василий Смыслов настолько хорошо пел, что давал концерты. А Марк Тайманов даже на пике шахматной карьеры был известным не только в нашей стране музыкантом.

Управление эмоциями. Это то, что принято называть эмоциональным интеллектом. Точнее, важная его составляющая. Понимать и управлять своими эмоциями, умение «считывать» эмоциональное состояние партнера, — архиважное качество человека. Именно эмоции – спусковой механизм в принятии решений, что бы там не говорили о взвешенности, логике и т.п. Эмоции управляют человеком сильнее, чем разум. Во время игры, особенно в важных партиях, эмоциональный накал очень высок. Со временем накапливается «опыт» в управлении своими эмоциями, что имеет огромное значение в повседневной жизни. Также развивается умение наблюдать за партнером, понимать его эмоции. Это дает возможность предугадывать его решения, сверять свои решения с состоянием партнера. Развитие эмоционального интеллекта во время игры в шахматы происходит самопроизвольно и со временем становится навыком.

Правила игры

Чатуранга — это, прежде всего, игра для четырех игроков, хотя в нее также могут играть два или три игрока. Игра очень хорошо подходит для командной игры 2 на 2. В игре есть определенные варианты правил, касающихся временных союзов, но они имеют тенденцию материализоваться спонтанно в процессе игры.

Каждый игрок играет роль раджи, древнего индийского царя. Цель игры — стать махараджей или «великим царем», покорив своих противников. Это достигается за счет умного сочетания политики и войны с использованием простых, но умных механизмов, включающих бросание костей.

Армия каждого игрока состоит из фигур, очень похожих на те, что используются в шахматах, как по форме, так и по функциям.

Раджа движется точно так же, как король в шахматах — на одно поле в любом направлении, ортогонально или диагонально.

Слон движется как ладья в шахматах. Он может перемещать на любое количество незанятых квадратов в любом направлении (вперед, назад, влево или вправо).

Конь ходит точно так же, как конь в современных шахматах — буков «Г» с возможностью перепрыгивать любые фигуры.

Корабль сочетает ограниченные возможности современного слона и коня. Он двигаться только на две клетки в любом диагональном направлении, но при этом может перепрыгивать через другие фигуры.

Пешки чатуранги — эквивалент шахматных пешек. Они могут переместиться на одну клетку перпендикулярно вперед, если только они не осуществляют взятие, когда им нужно двигаться по диагонали.

В чатуранге для четырех игроков (чатураджи), использовались комплекты фигур четырех цветов: желтые, черные, красные и зеленые

Хотя движения фигур очень похожи на движения в шахматах, выбор фигуры, которую вы можете переместить, является одной из самых оригинальных механик чатуранги.

В чатуранге ход каждого игрока начинается с броска двух кубиков. Выпавшие числа определяют, какие отряды можно перемещать во время хода игроков. Вы можете выбрать, перемещать ли одну фигуру, обе фигуры, или не двигать вообще во время своего хода. Если вы выбросите одно и то же число на обоих кубиках, вы даже можете сделать двойной ход одной и той же фигурой.

В отличие от шахмат, королей можно брать, как и любую другую фигуру. Очки начисляются за взятые фигуры, и побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце. Если игрок забирает трех других королей, пока его собственный все еще находится на доске, ему присуждается 54 очка — полная стоимость всех фигур в игре.

Ещё порция полезных советов для родителей

Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.

Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка

После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его

Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры,  да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.

Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.

При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.

Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.

Что развивают шахматы:

Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности

Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту

Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Польза игры – подтверждение исследованиями

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.

Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля

Родители, которые хотят научить своего малыша данной игре, должны понимать, что их личный пример и последовательность действий будут залогом будущего успеха. Следует использовать опыт педагогов шахматных школ и придерживаться следующих правил при обучении детей:

  • балансируйте между победами и проигрышами, чтобы приучить ребенка к возможностям обеих вариантов;
  • установите временные рамки для обучения и придерживайтесь режима;
  • демонстрируйте дополнительные источники, где можно применить или создать фигуры;
  • обсуждайте ходы и действия в процессе и по завершении партии;
  • хвалите достижения крохи;
  • купите новую и красивую доску, желательно с крупными фигурками, так легче их воспринимать и изучать;
  • не спешите участвовать в турнире, как только выучите правила, поскольку высока вероятность психической травмы.


Стоит набраться терпения и позитивно настроиться перед началом занятий по обучению шахматам с нуля.

Не пренебрегайте особенностями мировосприятия своего малыша и его склонностями, поскольку не для всех шахматы становятся интересными.

Исследования о пользе шахмат для детей

В 2008 г., в нескольких немецких школах провели научный эксперимент. Группу детей с IQ от 70 до 85 разделили на 2 подгруппы. Первая в течение года занималась шахматами, раз в неделю по 1 часу, а вторая — математикой. При подведении итогов выяснилось, что первая группа обошла вторую по вычислительным способностям.

В 2013 году проводился похожий эксперимент в Италии. Группу из 568 школьников поделили на подгруппы, одна из которых занималась шахматами. Эта экспериментальная подгруппа обошла другие на математических тестах по общему количеству баллов.

И с каждым годом таких исследований становится больше. Не удивительно, что иногда возникают разговоры о включении шахмат в обязательную школьную программу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий