Правило 50 ходов в шахматах: основные нюансы

Практические действия

Многие спорные ситуации шахматисты во время состязания решают самостоятельно, между собой, не втягивая судью. Это негласное уважение друг к другу, а также знание писаных и неписаных правил. Но все же нужно знать и практическую сторону использования правил.

Логически требовать ничью целесообразно в том случае, если вы очевидно являетесь слабейшей стороной, и стремитесь окончить партию именно так. Что касается практической игры, в этом случае рекомендуется фиксировать ничью по следующему алгоритму:

  • Вы считаете, что 50 ходов были сделаны без передвижения пешек по полю и взятия фигур, и приглашаете судью. В современном мире принято обращаться так: «судья» или «господин».
  • На доске не нужно делать ход. Требование ничьей должно быть сделано при вашей очередности следующего хода.
  • После того как судья подошел, нужно сказать ему такую фразу: «Судья, просьба о присуждении ничьей по правилу 50 ходов».
  • Одновременно с этим требуется остановить часы. Иначе разбор и подсчет ходов будет происходить за ваше время.
  • После вынесения вердикта необходимо продолжать игру спокойно и уравновешено, без лишней эмоциональности и реакций. Даже если вас такое решение и исход не устраивают.

12 Поведение игроков

12.1. Игроки не должны допускать никаких действий, которые наносят ущерб шахматам.

12.2. В ходе партии игрокам запрещается использовать любые заметки, источники информации, советы, или анализировать на другой доске. Бланки партий предназначены только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей и обоснованных заявлений.

12.3.Игроки, которые закончили свои партии, должны рассматриваться как зрители.

12.4. Игрокам не разрешается покидать игровую зону без разрешения арбитра. В игровую зону входят игровая площадка, туалетные комнаты, зона отдыха, места для курения, а также все другие места, определенные арбитром. Игрок, за которым очередь хода, не может оставлять игровую площадку без разрешения арбитра.

12.5. Запрещается любым способом отвлекать или беспокоить партнера, что включает неоправданные заявления или настойчивые предложения ничьей.

12.6. Нарушение любой части пп. 12.2-12.5 должно наказываться в соответствии с пп. 13.4.

12.7. Игроку, отказывающемуся соблюдать Правила Шахмат, засчитывается поражение. Результат, который будет засчитан партнеру, определяется арбитром.

12.8. Если оба игрока признаются виновными согласно п. 12.7, партия должна быть объявлена проигранной обоими.

Если ребенку уже 10 лет используем те же решения?

Все эти решения описаны, конечно, для деток 5 -7лет.Они, конечно, подойдут и для 10 летнего ребенка, но в более конкретной форме. Здесь можно ставить четкие задачи ну, в общем, более по-взрослому. Хотя,десятилетние-   еще дети и так же любят играть.Самый лучший и оптимальный вариант обучения повзрослевших детей- это наглядный пример. Если в доме заведена традиция играть в шахматы,и ребенок привлекается, вначале в качестве зрителя, а потом и участника, процесс обучения будет очень органичным, как само собой разумеющееся.Когда я готовила эту статью, просто ради интереса, я спросила у своих взрослых сыновей, умеют ли   они  играть в шахматы (просто в нашей семье это был не принято). И, о боже, они оба умеют!!. На вопрос откуда – ответом было – прадед научил. Дело в том, что на летние каникулы я отправляла детей к прадедушке. Игры в шахматы,лото  с соседями  у них во дворе были заведены. Дети были непременными участниками этих посиделок, было им тогда примерно от 7-12 лет. Вот так легко и непринужденно и прошло их обучение. Периодически,  играя в шахматы,  ваш ребенок, в дальнейшем сможет легче осваивать точные науки

Станет ваш малыш великим шахматистом или нет, не так уж и важно, но то, что он научится самостоятельно мыслить, будет стремиться побеждать и при этом выигрывать, делать анализ ситуаций и принимать решение  –это совершенно точно.Поэтому, дорогие родители, садитесь на коня желания обучать, берите копье терпения и отправляйтесь не завоевывать, нет, а нести знания в  трепетный и трогательный мир вашего ребенка, самое главное делайте это с любовьюи тогда у вас все получится!

Ниже видеоуроки по шахматам для начинающих

А в чем же суть правила?

Данное правило известно очень давно. Действовало оно еще в Средневековье. Но более серьезно к нему относиться стали все же в XIX веке.

На протяжении времен правила претерпевали разные изменения, внесения поправок. Иногда провозглашали исключения для некоторых видов позиций. На сегодня правило 50 ходов действительно для всех типов позиций. В нем нет оговорок и ограничений.

Ключевой смысл таков:

  • ограничить возможность сильнейшей стороны взять соперника «измором» или попытки «выиграть время»;
  • препятствие затягиванию партий на слишком большое количество времени.

Правило 50 ходов может использоваться исключительно по заявлению одного из игроков. Другими словами, если ничья еще не зафиксирована другими способами, то в партии может быть сделано сколько угодно ходов без передвижения пешек по полю и взятия фигур.

Виды ставок на шахматы

В некоторых букмекерских конторах можно ставить на тотал числа ходов в партии, на то, закончится ли чемпионат специальными дополнительными партиями (быстрые шахматы, блицшахматы, армагеддон-шахматы).

Но более конкретные исходы в этом виде спорта присутствуют.

Победа белых или черных («П1» или «П2»). Традиционный вид пари на основные исходы соревнования характерен в том числе и для ставок на шахматы. Также к ставкам на основные исходы относится и вариант пари на ничью.

Двойной шанс («1х» или «2х»). Этот вариант любят более осторожные игроки, такие пари подразумевают, что конкретный соперник как минимум избежит поражения в партии, то есть, либо он одержит победу, либо партия закончится вничью.

Нулевая фора. Так как в шахматах нет счета в конкретной партии, букмекеры предлагают лишь один вариант форы

Важно отметить отличие такого вида ставки от предыдущего: ставка с форой (0) также подразумевает, что указанный участник соревнования как минимум избежит поражения (не проиграет), однако в случае ничьей ставка с нулевой форой рассчитывается возвратом, а ставка на двойной исход — выигрышем

Также некоторые букмекеры могут предлагать и долгосрочные ставки на шахматы, например, на победу определенного спортсмена не в конкретном поединке, а по итогам всего турнира.

Блиц

15.1. В “Блице” все ходы должны быть сделаны каждым игроком в течение фиксированного времени – менее чем за 15 минут.

15.2. Блиц подчиняется Правилам “Быстрой игры” (Приложение В) кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами блица.

15.3. Невозможный ход считается сделанным, если были пущены часы партнера. В этом случае партнер, не делая ответного хода, имеет право заявить о выигрыше перед тем, как он сделает ответный ход. Как только партнер сделал свой ход, невозможный ход не может быть исправлен.

Если партнёр не может заматовать короля противника любой серией возможных ходов даже при его самой неквалифицированной игре, он имеет право потребовать ничью перед тем, как сделать ход.

15.4. П. 10.2. в блице не применяется.

10 Быстрая игра до конца партии

10.1. “Быстрая игра до конца партии” – это последняя фаза партии, когда все оставшиеся до конца партии ходы должны быть сделаны в ограниченное время.

10.2. Если у игрока, за которым очередь хода, остается менее двух минут на его часах до контроля времени, он может заявить о ничьей перед падением его флажка. Он должен остановить часы и позвать арбитра.

(а) Если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть партию нормальными средствами, или что невозможно выиграть нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. В противном случае он должен отложить свое решение или отклонить заявление.

(b) Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия продолжается в присутствии арбитра, если возможно. Арбитр должен объявить окончательный результат после падения флажка.

(c) Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две дополнительные минуты на обдумывание.

10.3. Если упали оба флажка и невозможно установить, какой из них упал первым, партия считается закончившейся вничью.

2 Начальная позиция фигур на шахматной доске

2.1. Шахматная доска состоит из 64 равных квадратов (8х8), поочередно светлых (“белые” поля) и темных (“черные” поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур (“белые”); другой – 16 темных фигур (“черные”): Белый король, Белый ферзь, Две белые ладьи, Два белых слона, Два белых коня, Восемь белых пешек, Черный король, Черный ферзь, Две черные ладьи, Два черных слона, Два черных коня, Восемь черных пешек.

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются “диагоналями”.

6 Шахматные часы

6.1. “Шахматные часы” – часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин “Часы” в Правилах Шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин “Падение флажка” означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов.

6.2. (a) При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.

(b) Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.

6.3. Каждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования п. 6.2(а).

6.4. Перед началом партии арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.

6.5. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

6.6. Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.

6.7. Любой игрок проигрывает партию, если он прибывает на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура, кроме случая, когда правила соревнования указывают иначе, или арбитр решит иначе.

6.8. (а) В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру (см. пп. 5.1, 5.2. (а) Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.

(b) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

(с) Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или опрокидывать их.

(d) Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.

6.9. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт, или когда любой из партнеров сделает правильное заявление об этом.

6.10. Если игрок не полностью сделает предусмотренное количество ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком, кроме случаев, где применяются пп. 5.1, 5.2 (a), (b) и (с). Однако партия считается закончившейся вничью, если создалась такая позиция, в которой невозможно заматовать короля партнера любой серией допустимых ходов.

6.11. Показания часов считаются окончательными, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены. При определении времени, которое устанавливается на новых часах, арбитр должен руководствоваться вескими доводами.  6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.

6.13. (а) Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

(b) Игрок может остановить часы для того, чтобы обратиться к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

(с) В любом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

(d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у него достаточные основания для этого обращения. Если очевидно, что у игрока нет достаточных оснований для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии с п. 13.4.

6.14. Если произойдет какое-либо нарушение и/или фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитру следует принять аргументированное решение, чтобы определить время, которое должно быть установлено на часах.

История[]

Известно, что в шатрандже существовало аналогичное правило 70 ходов. Правило 50 ходов впервые встречается в книге Рюи Лопеса (1561 год). В то же время Пьетро Каррера считал, что количество ходов по этому правилу должно быть 24, а Лабурдонне — что его надо увеличить до 60.

В XIX веке правило применялось в различных версиях и только к определённым эндшпилям. Отсчёт 50 ходов начинался не от последнего взятия или хода пешки, а от того момента, когда один из игроков требовал начать этот отсчёт, причём дальше после взятий или пешечных ходов отсчёт продолжался, а не начинался заново.

В начале XX века Алексей Троицкий доказал, что в эндшпилях «ладья и слон против ладьи» и «два коня против пешки» могут быть ситуации, когда выигрыш достигается более, чем за 50 ходов. В связи с этим ФИДЕ в 1928 году установило правило 50 ходов с исключениями для эндшпилей, где было доказано, что выигрыш может быть достигнут за число ходов большее, чем 50. Так, для эндшпиля «ладья и слон против ладьи», где считалось, что максимально необходимое для победы число ходов — 66 (на самом деле — 59), число 50 было изменено на 132 (66×2). В 1952 году это правило было пересмотрено: число ходов для определённых позиций менялось с 50 на 100 при условии, что игроки договорятся об этом сразу после перехода в соответствующий эндшпиль. Официально правило в редакции 1965 года было сформулировано так: «Число ходов может быть увеличено для определённых позиций при условии, что это увеличение и эти позиции были чётко определены перед началом игры».

В 1982 году правило было конкретизировано. Число ходов увеличивалось с 50 до 100 для трёх видов окончаний:

  • Ладья и слон против ладьи.
  • Два коня против блокированной пешки (на определённых полях).
  • Ладья и пешка а2 (белая) против чернопольного слона и пешки а3 (чёрной) и симметричные позиции.

В 1989 году правило вновь изменилось благодаря анализам, проведённым программой Кена Томпсона. Число 50 заменили на 75 (вместо 100), но уже для шести видов окончаний:

  • Ладья и слон против ладьи.
  • Два коня против пешки.
  • Ферзь и пешка на предпоследней горизонтали против ферзя.
  • Ферзь против двух коней.
  • Ферзь против двух слонов.
  • Два слона против коня.

Эндшпиль «Ладья и пешка а2 против слона и пешки а3» был удалён из списка, так как на практике он почти не встречается.

Между тем компьютерный анализ эндшпиля продолжался, в результате было открыто много эндшпилей, нарушающих правило 50 ходов. В 1992 году было принято решение отменить все исключения из правила 50 ходов.

На 2014 год, рекордный вариант — 517 ходов без взятий при наилучшей игре обеих сторон для окончания «ферзь и конь против ладьи, слона и коня» — был найден в 2008 году.

С 01.01.2014 Международная федерация заочных шахмат отменила правило 50 ходов. Однако при игре в очные шахматы правило сохраняется.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий