Игра в Сети
При игре по интернету в шахматы Фишера рокировочный ход отмечают указанием поля, на котором находится король, и клетки, на которой стоит ладья. В таких случаях, если изначальной постановкой останется позиция обыкновенных шахмат, движение обязано выполняться по указанному ранее правилу. Пояснения ходов в том случае при выполнении рокировки такое же, как и в обыкновенных шахматах. Другие правила классических шахмат также подходят для правил Фишера.
Рокировка производится следующим образом: ладья и король передвигаются на то поле, где бы они находились в обыкновенных шахматах, вне зависимости от их данного положения. При этом король и даже все поля, по которым он перемещается, могут находиться под угрозой или быть занятыми другой фигурой. Если король или ладья произвели ход, то суть возможности рокировки пропадает. Либо, если только единственная ладья сделала ход, то остается возможность произвести рокировку со второй ладьей.
Одна из разновидностей шахматных трюков (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Согласно правилам, рокировка в шахматах Фишера дает возможность перемещать две фигуры, а не исключительно короля. При этом ход считают законченным, когда переведены часы. Если ведение времени не идет, участник игры обязан сказать, что он рокируется.
В шахматах Фишера по результатам рокировок король и ладья помещаются на те же поля, что и в классическом варианте. При этом, в зависимости от первоначальной постановки, передвигаться могут и две фигуры, и исключительно король, и исключительно ладья. Потому здесь описанное ранее правило не имеет места. Участник игры имеет право передвигать рокирующиеся фигуры в каком угодно порядке. Рокировка оказывается выполненной, когда переведены часы. Если партия проходит без контроля времени, то, чтобы избежать потери ориентации партнёра, рокируемый участник игры обязан прежде, чем переместить фигуры, сказать «рокирую» или «произвожу рокировку».
Правила рокировки в шахматах
Когда король осуществляет рокировку, он передвигается на две клетки влево или вправо, а ладья передвигается на противоположную от короля клетку. При рокировке по правилам сначала нужно передвинуть короля, иначе ваш противник может заявить, что вы просто передвинули ладью, а не совершили рокировку (правило «взялся – ходи», см. правила шахмат). На диаграмме внизу ни один король еще не совершил рокировку.
На следующей диаграмме король белых совершил рокировку на королевском фланге, или, иначе говоря, он совершил короткую рокировку (также она может называться рокировкой в короткую сторону). Он передвинулся на две клетки вправо, а ладья передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данный вид рокировки обозначается как «O-O» в шахматной нотации.
На следующей диаграмме король белых сделал рокировку на ферзевом фланге, или, иначе говоря, он совершил длинную рокировку (также она может называться рокировкой в длинную сторону). Как и в предыдущем случае, король передвинулся на две клетки, но на этот раз влево, а ладья также передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данная рокировка обозначается как «O-O-O» в шахматной нотации.
Выше перечислены общие правила рокировки в шахматах. Но, помимо этого, есть определенные ситуации, при которых рокировка не может быть совершена:
Рокировка невозможна, если либо король, либо ладья уже совершали ход.
На диаграмме внизу король не может сделать длинную рокировку, потому что ладья для этой рокировки уже совершала ход.
Все клетки между королем и ладьей должны быть свободны.
На следующей диаграмме король не может осуществить длинную рокировку на данном ходу, потому что между королем и ладьей находится конь.
Если королю поставлен шах, он не может сделать рокировку, чтобы уйти из-под шаха.
На диаграмме внизу ладья черных поставила шах королю белых. На текущем ходу белые не могут осуществить рокировку, но если для того, чтобы уйти из-под шаха, белые не задействуют короля, позднее белые все же могут сделать рокировку.
Король не может сделать рокировку, если после рокировки он окажется под шахом.
На следующей диаграмме слон черных атакует помеченную клетку, на которой окажется король белых, если белые совершат рокировку в длинную сторону. Поэтому при такой рокировке король белых окажется под шахом. Однако белые могут совершить короткую рокировку, либо они могут все же совершить длинную рокировку, но позднее, когда данная клетка не будет находиться под атакой.
Король не может сделать рокировку, если для этого ему придется пересечь находящуюся под атакой вражеской фигуры клетку.
На диаграмме внизу ферзь черных атакует подсвеченную клетку, которую нужно будет пересечь королю, чтобы осуществить рокировку в длинную сторону. Поэтому в данный момент король не может осуществить этот вид рокировки.
Как правило, лучше всего делать рокировку на начальных этапах шахматной партии, чтобы обезопасить короля перед началом атаки и открытия клеток на центральных столбцах. Помните, что эти открытые клетки могут предоставить вражеским фигурам доступ для атаки вашего короля.
Как ходит королева в шахматах
Самой сильной и могущественной фигурой в шахматной игре является ферзь, или королева. На вопрос, как ходит ферзь в шахматах, легко ответить, ведь ферзь имеет возможность практически неограниченного перемещения по полю. Единственное ограничение, это невозможность переместить фигуру, перешагнув ею фигуры противника. Королева может ходить в любом направлении:
- на любое количество клеток по вертикали;
- на любое количество клеток по горизонтали;
- на любое количество клеток по диагонали.
Королева на шахматной доске несет наибольшую угрозу как вражескому королю, так и другим фигурам. Именно с помощью королевы проще всего поставить сопернику мат и лишить его «войско» обороноспособности. Это возможно благодаря тому, что королева способна поставить под удар фигуры сразу в нескольких направлениях. Часто используется фактор двойной угрозы, когда одновременно ставится шах королю и, пока противник отводит его из-под боя, королева забирает другую фигуру, находящуюся под ударом.
Лишиться королевы, особенно на первых этапах игры, считается большой потерей. Без этой сильной фигуры держать оборону и удачно проводить атаки на вражеском поле становится очень сложно
Поэтому предпринимать все действия, связанные с ферзем, надо обдуманно и осторожно. Королеве всегда нужно обеспечивать хорошее прикрытие и продумывать возможности к отступлению в случае угрозы
Если рассматривается возможность потерять ферзя в обмен на фигуру противника, то равноценным будет только «обмен» на ферзя соперника либо же на несколько других фигур.
Как ходит ферзь.
Важно отметить еще одно свойство королевы, которым не обладает ни одна другая фигура. Побитого ферзя можно «воскресить», восстановив его на доске
Чтобы осуществить подобную «реинкарнацию», необходимо добраться пешкой до последней клетки на поле противника. После этого утраченная королева возвращается владельцу и устанавливается на любую клетку поля. Примечательно то, что при повторном достижении пешкой последней клетки поля противника, игрок может получить дополнительно второго ферзя, и даже третьего или четвертого.
Подпишитесь на наш канал на YouTube
Политика конфиденциальности
Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь этим сайтом
Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.
Если Вы просто просматриваете сайт без регистрации, информация о Вас не публикуется на сайте. Когда Вы пишете или редактируете материалы на сайте, вы публикуете каждое слово из того, что написали, и эта информация будет храниться и показываться другим посетителям проекта. Это касается статей, полезных советов, материалов, личных страниц пользователей, комментариев и т.п.
Какую информацию мы собираем и зачем она нам нужна
Адрес электронной почты, указываемый Вами при регистрации, не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять сообщения электронной почте и другие письма, оправленные пользователями, чтобы обрабатывать вопросы пользователей, отвечать на запросы и совершенствовать наши службы.
Рассылки и информационные сообщения
Когда Вы посещаете сайт, на Ваш компьютер отправляются один или несколько файлов cookie. Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер. Когда Вы регистрируетесь на сайте, на Ваш компьютер могут отправляться дополнительные файлы cookie, позволяющие избежать повторного ввода имени пользователя (и, возможно, пароля) при следующем визите.
Вы можете стереть их по окончании сеанса, если используете общедоступный компьютер и не желаете открывать свой псевдоним последующим пользователям компьютера (в таком случае вам также нужно очистить кэш браузера).
При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.
Изменения в политике конфиденциальности
Обратите внимание, что политика конфиденциальности может периодически изменяться. Все изменения политики конфиденциальности публикуются на этой странице
- Урок
- Отзывов (0)
Рокировка — это специальный ход, который один раз за игру может выполнить король совместно со своей ладьёй.
Рокировка бывает двух типов: короткая и длинная. Короткая рокировка выполняется с ладьёй на королевском фланге, то есть с той ладьёй, которая ближе к королю. Длинная рокировка — с ладьёй на ферзевом фланге.
Как сделать рокировку: — король идёт на две клетки к ладье; — ладья перепрыгивает короля и становится сразу после него. Рокировку необходимо выполнять одной рукой, сначала перемещается король и только потом ладья.
Рокировку запрещено делать: — если король уже ходил; — с той ладьёй, которая уже сделала хотя бы один ход; — если королю в настоящий момент сделан шах; — если поле через которое будет перемещаться король находится под ударом вражеской фигуры; — если между ладьёй и королём стоит какая-нибудь фигура.
Как правило, чем быстрее вы сделаете рокировку, тем безопаснее будет вашему королю. Чаще всего, выполняется короткая рокировка.
Задание: Итак, перейдите к шахматной доске в начале страницы. — Сделайте короткую рокировку. — Начните партию сначала и сделайте длинную рокировку. Для удобства, все доступные ходы ваших фигур будут подсвечиваться.
Помощь: Хотите узнать больше? Появились вопросы? Нужна помощь нашего тренера? Нажмите на кнопку «Купить»
Понятие “рокировка” в шахматах подразумевает совершение маневра, в результате которого осуществляется одновременный ход королем и ладьей. Только в этом случае они передвигаются вместе. Стоит отметить: чтобы совершить такой ход, необходимо соблюсти некоторые условия.
Хотя правила рокировки в шахматах и простые, но их обязательно нужно знать, чтобы успешно применять этот маневр. Вот все правила и условия шахматной рокировки:
2. К летки, расположенные между этими двумя фигурами, надо освободить от ферзя и слона. Фигуры соперника тоже учитываются .
3. Перед тем как сделать рокировку убедитесь, что ваша главная фигура не попадет под шах.
4. Маневр можно совершить как с правой, так и с левой ладьей.
Рокировка в шахматной игре
Король среди прочих возможностей перемещения имеет право совершить так называемую рокировку. Рокировка дает возможность переместить его с центрального положения на доске, которое чаще всего является очень уязвимым, в угол доски. Таким образом, уменьшается количество векторов, откуда можно ожидать угрозы и игрок может сосредоточить свои силы на атаке, а не защите от противника. Различают так называемую длинную рокировку (король меняется местами с ладьей, находящейся на левом фланге) и «короткую» рокировку (обмен местами происходит между королем и ладьей с правого фланга).
Следует отметить, что возможность рокировки доступна только в том случае, если:
- поле между королем и ладьей не занято другими фигурами;
- ни король, ни ладья еще не совершили ни одного шага по игровому полю;
- король не находится под боем ни на текущий момент, ни на новом месте дислокации.
Как правильно выполнить рокировку.
Рокировка в шахматах – как делается короткая и длинная рокировки
Понятие “рокировка” в шахматах подразумевает совершение маневра, в результате которого осуществляется одновременный ход королем и ладьей. Только в этом случае они передвигаются вместе. Стоит отметить: чтобы совершить такой ход, необходимо соблюсти некоторые условия.
Хотя правила рокировки в шахматах и простые, но их обязательно нужно знать, чтобы успешно применять этот маневр. Вот все правила и условия шахматной рокировки:
1. Расположение фигур должно позволять осуществить такой ход. Предварительно ни король, ни ладья не должны были ходить, то есть с момента начала партии фигуры остались на своих местах.
2. К летки, расположенные между этими двумя фигурами, надо освободить от ферзя и слона. Фигуры соперника тоже учитываются .
3. Перед тем как сделать рокировку убедитесь, что ваша главная фигура не попадет под шах.
4. Маневр можно совершить как с правой, так и с левой ладьей.
Шах и мат
Шахом называют ход противника, после которого король оказался под ударом. Бывает двойной шах, когда фигура Его Величество атакован сразу двумя вражескими фигурами. Как только объявлен шах, нужно немедленно вывести короля. Если двойной, тогда защититься можно только, сделав ход самим королем.
Мат – по сути, конец партии. После такого объявления, короля уже не спасти. Профессионалы доводят до мата редко. Видя безвыходность ситуации, обычно сдают партию. Король не может объявить мат королю противника.
Успех такой игры, как шахматы, определяется наличием опыта, смекалки, хорошо развитой мыслительной деятельности. Каждая партия способствует расширению возможностей мозга игрока. Правила этой игры не усвоить за один раз. Повторить чужие партии сложно, ведь невозможно знать, о чем, думал игрок, можно просчитать. Ведущие шахматисты записывали свои партии, умозаключения. Такие записи – лучший способ натренировать себя.
В этом посте мы обговорили одно из важных правил: рокировка в шахматах. Она осуществляется для защиты главной фигуры, открывает новые возможности перед другими. Однако действовать можно только по правилам. Рокировка возможна при определенных обстоятельствах. Мы осветили, по крайней мере, семь пунктов, когда маневр делать нельзя. Естественно, данный ход можно просчитать заранее, хотя сам по себе он является «скорой помощью», когда король оказался под угрозой.
Чтобы усвоить, запомнить все правила, нужно просто применять их на практике, проигрывая партии метров, наблюдая за чужой игрой. Научиться правильно использовать рокировку, другие приемы с первого раза возможно не получится. Главное, тренироваться. А улучшает нашу мыслительную деятельность сам процесс игры, а не победа. Поэтому Гариком Каспаровым стать не у каждого получиться, а извлечь пользу от шахматной партии могут все без исключения.
Одна из разновидностей шахматных трюков
Согласно правилам, рокировка в шахматах Фишера дает возможность перемещать две фигуры, а не исключительно короля. При этом ход считают законченным, когда переведены часы. Если ведение времени не идет, участник игры обязан сказать, что он рокируется.
В шахматах Фишера по результатам рокировок король и ладья помещаются на те же поля, что и в классическом варианте. При этом, в зависимости от первоначальной постановки, передвигаться могут и две фигуры, и исключительно король, и исключительно ладья. Потому здесь описанное ранее правило не имеет места. Участник игры имеет право передвигать рокирующиеся фигуры в каком угодно порядке. Рокировка оказывается выполненной, Если партия проходит без контроля времени, то, чтобы избежать потери ориентации партнёра, рокируемый участник игры обязан прежде, чем переместить фигуры, сказать «рокирую» или «произвожу рокировку».
Шахматный этикет – что он собой представляет?
Стоит соблюдать некоторые правила игры в шахматы. Рокировка выполняется одной рукой (как и все ходы). Это придает некую изящность игре. Собой она представляет единичный ход, потому вначале перемещается король, а далее ладья. Все это делается поочередно и одной из рук. На соревнованиях существует правило, что если игрок возьмет одновременно и короля, и ладью, то надо сделать рокировку именно последней. Если вы дотронулись случайно, и этот трюк проводить не собираетесь, то нужно сделать любой другой из ходов королем. В таких случаях, если участники коснулись ладьи, то они обязаны делать ход ею. Только рокировку сделать уже не получится.
Правила описывают такие варианты, когда играющий участник сделал рокировку с нарушением указанных ранее правил. В таком случае игра останавливается, ход отменяется, а фигуры ставят на начальные места. Участника же обязывают выполнить любое другое движение королем.
Как выполнить шахматный ход?
По технике рокировка в шахматах является двойным ходом, который возможно сделать фигурами, ни разу не ходившими за всю партию. Первым движением нужно переместить короля в сторону к ладье сразу на 2 клетки. Следующим ходом поставим ладью на место, недавно занимаемое королем.
Хотя при рокировке проходят движения двух фигур, ее принято считать одним ходом. В первую очередь работает правило: коснулся — ходи. Потому начать рокировку нужно с перестановки короля на 2 клетки, а не ладьи. Это важный аспект в технике, который иногда выливается в нарушение правил.
Рокировка выполняется в любом из направлений. Без разницы, движетесь вы в сторону ферзя или на короткий фланг. При создании короткой рокировки король помещается на позицию коня, а ладья замещает собой слона. Если применить длинный ее вариант, то король очутится на позиции слона вблизи ферзя, на позицию которого встанет ладья.
РОКИРОВКА
— А если на вас нападут? — заволновался мальчик.
Король подбоченился:
— Этого не случится.
— Ну всё-таки? Если нападут?
— О, тогда меня закроет собой любая ладья.
— А она успеет?
— На этот случай существует особое правило. Оно называется рокировка. Почувствовав опасность, я тут же — шмыг! — и спрячусь за спину ладьи. Главное, чтобы нам с ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым мы собираемся пойти.
После того как король объявил, что будет делать рокировку, он передвигается на два поля в сторону выбранной ладьи, а потом ладья снимается со своего места и ставится на поле сразу за королём.
Обрати внимание: оба этих действия считаются одним ходом, к тому же ладья перепрыгивает через короля, чего обычно делать не может.
Рокировку можно делать, только если между королём и ладьёй, которая будет через него перепрыгивать, нет других фигур и при этом ни король, ни ладья в этой партии ещё ни разу не двигались. Рокировка невозможна, если королю уже хоть раз был объявлен шах (о том, что это такое, ты прочитаешь позже).
Ни одно из полей, через которые король пройдёт во время рокировки, не должно находиться под боем другой фигуры
Немного из истории
Рокировка в шахматах – это относительно недавно созданное в Европе нововведение, “день рождения” которого относится к 14-15 векам.
Первоначально слон и ферзь оказывались очень слабоватыми фигурами, и король очень хорошо чувствовал себя по центру игральной доски. Какие-то правила предоставляли королю первый ход, как у коня, или на 2 клетки — потому участник игры мог пододвинуть ладью, а следующим ходом переместиться через неё, это называется «прото-рокировкой». Тогда в XVI веке слоны и ферзи стали дальнобойными. Поэтому 2 хода обобщили в один.
Теперешние правила рокировки в шахматах создались не сразу. В разных странах Европы долгое время не действовали правила по запрету перемещения короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Однако не повсюду нужно было, чтобы между ладьями и королями не было фигур. Наибольшее количество времени нестандартные правила рокировки в обычных шахматах продержались в Итальянском государстве — там к принятым у всех в обществе сейчас правилам переходили только в начале девятнадцатого века, когда итальянцам пришлось выбирать: или сохранить верность своим правилам национальной игры в шахматы, или принимать участие в международных турнирах.