Начальный уровень
Для шахматистов, которые находятся на этой стадии, не стоит разбираться в глубинах, чтобы понять, как выиграть в шахматы.
Здесь важно в первую очередь правильно оценивать значимость каждой отдельной фигуры и в соответствующей мере защищать ее. Существует еще и определенная геометрия для шахматной доски, после изучения которой, становится понятно, что некоторые фигуры оказываются ценнее «своих соседей»
Помните об этом и перед тем, как быстро выиграть в шахматы. Так, например, пешки оцениваются как единица, а уже ладья – равняется пяти, а ферзь – аж девяти
Существует еще и определенная геометрия для шахматной доски, после изучения которой, становится понятно, что некоторые фигуры оказываются ценнее «своих соседей». Помните об этом и перед тем, как быстро выиграть в шахматы. Так, например, пешки оцениваются как единица, а уже ладья – равняется пяти, а ферзь – аж девяти.
Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.
Пешки лучше направить в центр поля, таким образом, получится освободить путь другим фигурам.
Тем, кто играет белыми – приготовьтесь вести активную борьбу, а для обладателей черных фигур – качественно организуйте оборону и выжидайте опрометчивый шаг соперника.
Не рекомендуется ходить одной фигурой несколько раз, кроме случаев, когда ей грозит опасность. Лучше ходить разными фигурами, перемещая их по всему полю, чтобы сопернику было сложнее продумать атаку.
Свои маневры лучше продумывать на несколько ходов вперед. Перед тем, как выиграть в шахматы у компьютера или реального соперника, с каждым ходом усложняйте свою атаку, чтобы сбить противника с толку и заставить запутаться. Очень часто в шахматной партии первый ход предопределяет дальнейшую расстановку сил на доске, давая возможность активно атаковать или отдавая части поля под ваши фигуры. Для того, чтобы узнать как научиться выигрывать в шахматы практически у любого противника, следует запомнить хотя бы четыре дебюта;
1. Испанский вариант. Первый – испанский вариант, когда нужно убрать слонов соперника.
2. Английский вариант. Второй вариант называется английским. Здесь надо походить пешкой на с2 и g2. Таким образом, вы предоставите свободу действий фигуре слона или коня.
3. Королевский гамбит. Третий вариант дебюта достаточно неординарный – Королевский гамбит. Теперь надо походить пешками на e2, f2 в течение первых ходов.
4. Ферзевый гамбит. И последний, однако, не менее действенный, – ферзевый гамбит. Белые фигуры начинают ход с d4 и с4. После этого вся атака концентрируется в середине поля.
Как сделать шахматы из глины
Время на создание фигур из этого пластичного материала уйдет немного больше, чем на стандартные из дерева, но конечный результат поразит ваше воображение. Готовые шахматы будут невероятно привлекательными потому, что внешнему виду каждой фигурки можно придать высокую детализацию, где будут видны лица персонажей и их одеяния. Лепка шахмат из полимерной глины может оказаться привлекательным занятием для прекрасного пола.
Большое преимущество этого материала заключается в том, что его можно сделать самостоятельно. В этом случае обладатель будущих изделий сможет сэкономить еще и на глине. Все, что в дальнейшем понадобится для изготовления — это специальные инструменты для лепки и обычная пищевая фольга для выполнения каркасов.
Первоклассная мастерица под никнеймом в Ютубе Света Вредная демонстрирует в своих видео правильную последовательность изготовления фигурок:
создание пешки:
создание ладьи:
создание коня:
создание слона:
создание короля:
создание ферзя:
Как научиться играть в шахматы
Цель игры в шахматы — проста. Если в вкратце, то она состоит в том, чтобы делать обдуманные ходы, которые приведут к победе в игре.
Каждый игрок выбирает цвет фигур, обычно черный или белый. В начале игры белые всегда ходят первыми.
Шахматный набор состоит из 16 фигур :
- король
- королева (ферзь)
- два слона (офицера)
- две лошади (коня)
- две ладьи (турки)
- и восемь пешек.
Обучение азам игры в шахматы бессмысленно, если не знать как ходят фигуры в шахматах. Рассмотрим этот пункт ниже.
Лошадь (конь)
Так, например, лошадь двигается в форме буквы Г, два квадрата вперед, назад, влево или вправо, за которыми следует один квадрат влево или вправо.
Дополнительным преимуществом лошади является возможность перепрыгивать через другие фигуры. Это единственная фигура, которая может это сделать.
Как ходит ладья в шахматах
Ладья перемещается вперед, назад, влево и вправо на столько клеток, сколько пожелает. Однако перепрыгивать через любую другую шахматную фигуру она не вправе.
Как ходит пешка в шахматах
Пешки занимают всю переднюю линию и ходят прямо , по одному квадрату за раз. Хотя пешкам и разрешено перемещаться только на одну клетку за раз, на первом ходу они имеют право перемещаться на две клеточки .
При этом, они могут двигаться только вперед, пока не захотят захватить одного из врагов. Захват производится движением пешки по диагонали .
Как ходит ферзь и король в шахматах
Королева обладает самой мощной силой и является важнейшим игроком из всех ваших фигур. В отличие от короля , который двигается только на 1 клетку за раз в любом направлении, ферзь ходит вперед, назад, вбок, по диагонали и на любое количество клеток.
Как ходит ладья в шахматах
Эта фигура по тяжести сходна с ферзем, она перемещается по доске строго вертикально или горизонтально и бьет так же.
С ладьей связан один необычный шахматный прием, который называется «рокировка». Он выполняется сразу двумя фигурами. Его суть заключается в том, что король внезапно для противника меняет свое местоположение, оказываясь в более безопасном месте и под защитой других фигур. В ходе этой операции король перемещается на две клеточки в сторону ладьи, а сама ладья становится за короля. Есть несколько важных условий для выполнения такого хода:
- рокировка доступна только тем королю и ладье, которые прежде были неподвижны;
- на линии между этими фигурами не должно быть препятствий, поля должны быть пустыми;
- рокировка не делается, если король под ударом;
- то же касается полей: король, естественно, не может идти под шах, однако есть загвоздка — клеточка, которую корол «перепрыгивает» , тоже должна быть чистой от прицелов врага.
Интересно, что рокировку можно делать в обе стороны: и к ладье возле ферзя, и к ближайшей к королю.
Есть у хода и еще одно правило. Первым покинуть свое место должен король. Дело в том, что если первой пойдет ладья, второй игрок имеет полное право сказать, что ход уже завершен.
Шахматы. Цугцванг
Всем привет! В сегодняшнем видео я расскажу про такую важную и базовую тему в шахматах, как цугцванг. Но, прежде всего, немного теории.
Цугцванг (принуждение к ходу) — это такое положение в шахматах, когда любой ход соперника приведет к ухудшению позиции. Обычно, после цуцванга теряется легкая или даже тяжелая фигура, а в редких случаях возможен даже мат слабейшей стороне.
Практически всегда положение цугцванга встречается в конце игры (эндшпиле), т.к. в принципе возможных ходов мало, поэтому и проще лишить соперника полезных ходов. Тем не менее, иногда цугцванг возможен даже в середине игры (миттельшпиле).
Одним из самых известных примеров на эту тему служит 16-я партия Карпов- Каспаров из матча за звания чемпиона мира по шахматам, сыгранная в 1985 году.
В данном же видео я рассмотрю пример цугцванга именно в эндшпиле, и надеюсь, что вам он понравится. Приятного просмотра!
Скачать игру шахматы на русском языке
Современные шахматы известны с конца XV века. На протяжении своей истории для проведения шахматной партии необходимы были 3 компонента:
- шахматная доска 8х8;
- 16 черных и 16 белых фигур;
- и 2 человека.
Настоящая ситуация такова, что цифровые технологии позволяют обходиться не только без физических, иначе материальных, досок и фигур, но также и без людей вовсе. Цифровые модели и алгоритмы, состоящие из единиц и нулей, способны заменить собой все 3 компонента. Они получили название шахматных программ. Причем, что касается составляющей – людей, то дело уже дошло до того, что никакой интриги в противостоянии компьютера и человека в настоящее время не существует и шахматные программы соревнуются друг с другом, в рамках целых ежегодных турниров. В эпоху компьютеризации такие турниры смотрятся естественным образом.
Компьютеры прочно вошли в жизнь человека и на сегодняшний день обзавестись шахматной программой может любой желающий – их огромное многообразие, которое удовлетворит самого взыскательного пользователя. Мотивом сразиться с компьютером в шахматы может послужить спортивный интерес или тренировка игры. Также шахматные программы служат средством анализа позиций. В настоящей статье выше были приведены 15 шахматных программ с кратким описанием их достоинств и ссылками для скачивания. Помимо того, что каждая из них позволит проверить свои силы против искусственного интеллекта, многие предоставляют возможность игрокам сыграть между собой, как в интернете на удалении друг от друга, так и за одним компьютером.
Для вашего удобства на нашем сайте собрано более десятка программ для игры в шахматы и не только для игры. Они также могут помочь в изучении шахмат и выступать своеобразным тренером
Конечно, русскоязычному пользователю важно, чтобы эти программы были на русском языке. И действительно, часть из них поддерживает русский язык, а другая часть, если и не поддерживает, то и особо в этом не нуждается из-за интуитивно понятного интерфейса, в котором разберется всякий желающий
Вы можете скачать игру шахматы на русском языке по ссылкам.
Шахматная партия
Окно, отображающее шахматную партию, разделено следующим образом:
- шахматная доска с игрой
- информационный блок, отображающий данные о партии (часы, запись партии, чат и т.д.)
- кнопки с игровыми командами
- Сдаться – нажав эту кнопку, Вы признаёте своё поражение
- Ничья – с помощью этой кнопки вы можете предложить сопернику ничью, принять от соперника предложение ничьей или претендовать на ничью (например, при троекратном повторении позиции)
- Отмена – игра может быть отменена, если ни один из игроков ещё не сделал ход
- Вернуть ход – нажав эту кнопку, Вы можете попросить у соперника разрешение на возврат хода
- Добавить время – сопернику добавляется 10 секунд
- Подсказка – при игре против компьютера, нажав эту кнопку, можно обратиться за советом
- Область уведомлений – служит для отображения пользовательской информации, например, о предложении ничьи от соперника и т.п.
Все основные функции доступны и без регистрации, которая является бесплатной. Но регистрация даёт такие преимущества, как возможность играть рейтинговые партии, сохранять в памяти сыгранные партии, а также предоставляет возможность расширенных настроек внешнего вида вашей страницы.
Как ходит ладья в шахматах
Эта фигура по тяжести сходна с ферзем, она перемещается по доске строго вертикально или горизонтально и бьет так же.
С ладьей связан один необычный шахматный прием, который называется «рокировка». Он выполняется сразу двумя фигурами. Его суть заключается в том, что король внезапно для противника меняет свое местоположение, оказываясь в более безопасном месте и под защитой других фигур. В ходе этой операции король перемещается на две клеточки в сторону ладьи, а сама ладья становится за короля. Есть несколько важных условий для выполнения такого хода:
- рокировка доступна только тем королю и ладье, которые прежде были неподвижны;
- на линии между этими фигурами не должно быть препятствий, поля должны быть пустыми;
- рокировка не делается, если король под ударом;
- то же касается полей: король, естественно, не может идти под шах, однако есть загвоздка — клеточка, которую корол «перепрыгивает» , тоже должна быть чистой от прицелов врага.
Интересно, что рокировку можно делать в обе стороны: и к ладье возле ферзя, и к ближайшей к королю.
Есть у хода и еще одно правило. Первым покинуть свое место должен король. Дело в том, что если первой пойдет ладья, второй игрок имеет полное право сказать, что ход уже завершен.
Где играть в быстрые шахматы
В рапиде важны эмоции и непредсказуемые действия, совершаемые на адреналине. Это более динамичная и зрелищная игра, чем «классика». Поэтому она привлекательнее для болельщиков и организаторов, которым приходится тратить меньше времени и ресурсов на проведение турниров. В связи с этим мало кто станет спорить, что играть в быстрые шахматы интереснее с живыми людьми. Впрочем, для предварительной тренировки вполне разумно попробовать свои силы в битве с компьютером.
Вряд ли в ближайшем будущем быстрые шахматы полностью вытеснят обычные. Но, учитывая тенденции, любому игроку следует повышать не только мастерство, но и быстроту реакций.
Как научиться играть в шахматы
Цель игры в шахматы — проста. Если в вкратце, то она состоит в том, чтобы делать обдуманные ходы, которые приведут к победе в игре.
Каждый игрок выбирает цвет фигур, обычно черный или белый. В начале игры белые всегда ходят первыми.
Шахматный набор состоит из 16 фигур :
- король
- королева (ферзь)
- два слона (офицера)
- две лошади (коня)
- две ладьи (турки)
- и восемь пешек.
Обучение азам игры в шахматы бессмысленно, если не знать как ходят фигуры в шахматах. Рассмотрим этот пункт ниже.
Лошадь (конь)
Так, например, лошадь двигается в форме буквы Г, два квадрата вперед, назад, влево или вправо, за которыми следует один квадрат влево или вправо.
Дополнительным преимуществом лошади является возможность перепрыгивать через другие фигуры. Это единственная фигура, которая может это сделать.
Как ходит ладья в шахматах
Ладья перемещается вперед, назад, влево и вправо на столько клеток, сколько пожелает. Однако перепрыгивать через любую другую шахматную фигуру она не вправе.
Как ходит пешка в шахматах
Пешки занимают всю переднюю линию и ходят прямо , по одному квадрату за раз. Хотя пешкам и разрешено перемещаться только на одну клетку за раз, на первом ходу они имеют право перемещаться на две клеточки .
При этом, они могут двигаться только вперед, пока не захотят захватить одного из врагов. Захват производится движением пешки по диагонали .
Как ходит ферзь и король в шахматах
Королева обладает самой мощной силой и является важнейшим игроком из всех ваших фигур. В отличие от короля , который двигается только на 1 клетку за раз в любом направлении, ферзь ходит вперед, назад, вбок, по диагонали и на любое количество клеток.
Тренажер для игры вслепую
Рассуждения о необходимости обретения людьми навыка игры без визуального контакта с доской можно обратить в иную смысловую плоскость: все ли шахматисты могут вести матчи вслепую? В последние десятилетия это умение перестает быть уникальным — сеансы одновременной игры с несколькими оппонентами при отсутствии доски проводят не только лидеры рейтинга ФИДЕ, но и спортсмены уровня КМС (кандидаты в мастера спорта).
Этот факт свидетельствует в пользу выводов, сделанных более века назад Альфредом Бине — игра вслепую не может служить единственным способом для повышения шахматного мастерства человека или развития его навыков счета вариантов ходов. Подобный режим игры может стать хорошей тренировкой для шахматиста, но не позволит принципиально улучшить текущие результаты.
Основы тактики
Удивим противника красивыми комбинациями
Жертвуй и побеждай
Не боимся жертвовать фигуры, если жертвы, в конечном счете, ведут к мату
Обращаем особое внимание на шахи, взятия и угрозы жертв, ведущих к мату, материальным завоеваниям или сильной атаке
Пойманная фигура
Точные ходы пешками могут отнять у фигур противника поля для отступления. Даже ферзь может быть пойман, поскольку его невыгодно менять на фигуры меньшего достоинства.
Вскрытое нападение
При вскрытом нападении вы делаете ход фигурой и открываете линию для атаки той фигуры, которая расположена позади нее. Такой ход может оказаться очень неприятным, поскольку фигура, которая делает ход, может создать одну угрозу, а вскрытая ею — другую.
Вскрытый шах
Вскрытый шах — усиленная разновидность вскрытого нападения. Король под шахом, поэтому ваша фигура, которая двигается на этом ходу, может отправиться куда угодно — например, напасть на фигуру противника или взять ее.
Двойной шах
Пусть король окажется в двойной беде, когда мы атакуем его двумя фигурами одновременно. Двойной шах — самый форсированный ход в шахматах — это сочетание вскрытого шаха и шаха фигурой, совершающей ход. Отступление короля — единственный способ отразить.
Уничтожение защитника
Часто одна и та же фигура вашего противника помогает ему защититься от разных угроз, но и ее можно взять или атаковать. После взятия поля и фигуры, которые оборонял защитник, останутся без его поддержки.
Спертый мат
Мат конем королю, окруженному собственными фигурами, называется спертым матом. Известная разновидность спертого мата связана с двойным шахом и жертвой ферзя, форсирующей мат.
Отвлечение
Иногда вы не можете взять и убрать с доски защитника, но вы можете его отвлечь. Отвлечение — комбинация, вынуждающая защитника занять другое поле. Часта она связана с жертвой, угрозой мата или больших материальных потерь.
Завлечение
Завлечение — комбинация, вынуждающая фигуру противника занять поле, где она не хочет находиться. Она полезна, чтобы уничтожить защитника, заманить фигуру под вилку, или короля в матовую сеть.
Бешеная фигура и промежуточный ход
Обреченная на гибель фигура еще может многое успеть прежде, чем покинет доску. Фигуры, которые приносят себя в жертву называют бешеными. Промежуточный ход — полезная и неожиданная вставка в середине форсированной комбинации, позволяющая добиться материального.
Платное ПО
Вы можете играть и изучать шахматы, не потратив ни копейки – и с этого я бы посоветовал начинать, но в продвинутых пакетах, за которые нужно платить, есть множество приятных мелочей. Высокая цена назначается за целостность инструментов и их качество.
Fritz 15 – легендарное шахматное ПО. Нынешний движок создан Васиком Райлихом, разработчком Rybka (хотя вы можете использовать его с другими движками – как бесплатными, так и коммерческими). Для установки придётся попотеть (проклятые ключи активации!), а интерфейс вызывает столько же трудностей, как и любое бесплатное ПО, зато есть огромная база данных и парочка приятных функций. Мне особенно нравится «Режим друга», в котором вы играете против ПК, но он подстраивается под ваш уровень. Есть не слишком прямые подсказки – благодаря им можно учиться и прекрасно понимать, чем один ход лучше других.
Fritz 15 также включает в себя 6-месячное членство в Playchess.com. Если вам нужен полный пакет, и вы можете потратить деньги, это вполне обоснованный выбор. Использовать его не легче бесплатных альтернатив, так что я бы поискал обучающие видео.
Если вы хотите потратить меньше, доступен Fritz 14, как и обычный Fritz за 20$, работающий на Fun 13. Хотя по названию может показаться, что там всё в упрощённом виде, это не так – в более поздних версиях есть те же функции. К тому же, можно подключить новейшие движки.
Есть менее известная, но более дорогая Hiarcs (хотя у меня не было шанса её проверить) – здесь представлены расширенные базы данных и набор инструментов.
Только серьёзные шахматисты или те, кто хотел бы разработать собственный шахматный движок, захотят потратить $150 на ChessBase 13 Academy или $235 на ChessBase 13 Pro. Эти инструменты нужны не для игры, а для аналитики шахматных партий.
Скачать игру шахматы
Итальянская партия
В текущем веке компьютерные шахматы находят широкое применение у любителей этой древней игры. Современные технологии позволили человеку найти соперника в лице искусственного интеллекта. Также, с помощью шахматных программ люди имеют возможность сразиться друг с другом, находясь на любом удалении, используя интернет.
Ниже вашему вниманию представлены 15 шахматных программ для игры в шахматы на компьютере. Для того, чтобы воспользоваться ими подойдет любой персональной компьютер – данные программы не требовательны к характеристикам, а также они не займут много места на вашем диске. Помимо прочего, это бесплатно. Заинтересованные могут скачать игру шахматы бесплатно по ссылкам, приведенным после описаний каждой из программ.
Решение задач по тактике на Lichess
Всем привет! Сегодня я решал задачи по тактике на одном из самых популярных сайтов — lichess.org. На личесс все позиции взяты из блиц партий, которые прошли на этом сервисе. Вы можете видеть ники соперников и развитие партии вплоть до хода перед комбинацией.
Также явным преимуществом сайта личесс является то, что он бесплатный, и задач по тактике здесь очень большое количество, хватит, по сути, на всю шахматную карьеру. Плюс архив комбинаций постоянно пополняется.
Тем не менее, у задач по тактике на личесс есть и минусы, главный из которых — некорректные задачи, в которых часто бывает 2 и более выигрывающих хода. Я считаю это неправильным, и в комбинации должен быть только один способ для победы.
В общем, могу посоветовать другие сайты для решения тактики, например — чесстемпо.
Как ходят фигуры
Знакомимся с шахматными фигурами и их начальной расстановкой
Король и цель игры
Шахматы — увлекательная игра, которую легко освоить. В нее играют 32 фигурами на доске 8×8 из 64 полей. Победа достигается матом — поимкой короля противника. Король — самая важная, но не самая сильная фигура. Король может ходить на любое соседнее поле.
Ферзь
Король — самая важная шахматная фигура, но ферзь — самая сильная. Как и король, ферзь может ходить в любом направлении: вперед, назад, вбок или по диагонали, но в отличие от короля ферзь перемещается на сколько угодно полей. Одно ограничение: он не может.
Ладья
Ладья может ходить вперед, назад и в стороны как ферзь, но не может ходить по диагонали.
Слон может ходить по диагонали как ферзь, но не вперед, назад или в стороны. У каждого из противников в начале партии два слона: один белопольный, и один чернопольный.
Конь — единственная шахматная фигура, которая ходит не по прямой линии. При ходе конь двигается два поле в одном направлении и на одно в перпендикулярном. Например, на два поля вперед и на одно влево, или на два поля вправо и на одно вниз. Ход коня похож.
Пешка
Обычно за один ход пешка может продвинуться на одно поле вперед. Но у пешек есть и особые свойства. На первом ходу пешка может продвинуться на одно или на два поля. Кроме того, взятие пешки отличается от обычного хода. Пешка может взять фигуру, расположенную.
Пешечное превращение
Добравшись до последней горизонтали, пешка может превратиться, то есть, стать любой фигурой: конем, слоном, ладьей или ферзем. Ферзи — самые важные фигуры, и это — самое часто встречающееся превращение.
Начальная расстановка
Теперь мы знаем, как ходят фигуры — пора расставить их и начать партию. Доска должна быть расположена так, чтобы справа внизу от каждого из игроков было светлое поле. Ладьи располагаются в углах доски, рядом с ними кони, потом слоны. Король и ферзи находятся.
Мухоморы
Девственные леса Славонии считаются подлинным раем для грибников. Я начал собирать грибы в семилетнем возрасте вместе с отцом. После завершения войны грибы составляли основу рациона жителей Чехословакии и помогали выжить в голодные времена. Позднее жизненная необходимость трансформировалась в настоящую страсть. Лес стал моим вторым домом, а грибы — любимой пищей. Шеф-повар отеля Kunjevci потакал моим кулинарным пристрастиям. Он превосходного готовил белые грибы и включал их в ежедневное меню для игроков.
Турнир в городке Винковци был в самом разгаре, как и грибной сезон. Обычно я собирал грибы около полудня. Как-то раз перед походом в лес я встретил Фишера. Он вопросительно посмотрел на меня. «Да, отправляюсь за грибами. Хочешь присоединиться ко мне?», — предложил я Бобби. Он развернулся на каблуках своих безупречных лакированных ботинок и вернулся в холл отеля спустя несколько минут. Я проверил его снаряжение: обувь подходила, складной нож имелся — как и корзина приличных размеров.
Но меня заботило другое — бывал ли Фишер в лесу ранее? Он срезал все, что росло на одной ножке и обладало ярким цветом. Меня утешала мысль о том, что Бобби был не в курсе приключений, выпавших на мою долю накануне. Встреча с кабаном и его выводком напугала даже меня — опытного грибника.
Мы с Бобби довольно быстро заполнили корзины и вернулись в отель. Фишер был в восторге от похода в лес и собранных им грибов. Я проверил содержимое его корзины. «Вот черт, Роберт! Всего несколько граммов — ты не сыграешь больше ни одного турнира!», — все, что я смог сказать в результате импровизированной ревизии собранного Фишером урожая. Бобби не верил мне и был расстроен, когда я выбросил его грибы в ближайшую мусорку. Его лицо было столь же красным, как собранные им мухоморы. Не хватало лишь белых точек. «Если повезет, то тебе поможет экстренное промывание желудка!», — закончил я свою микологическую лекцию.
«Слишком много грибов было съедено мной в последние дни!», — сказал я шеф-повару. «Сегодня я отведаю блинов. Но Роберту Фишеру, пожалуйста, подайте грибы. Но только приготовьте их так, чтобы он все же смог одержать победу на турнире…», — пошутил я. Во время этого диалога Фишер даже не глянул на меня. Но каким-то образом он понял всё, о чем мы с шеф-поваром беседовали на сербохорватском языке. Этого Фишеру хватило для ответной шутки: «Нет-нет, Власти, сначала ты отведай грибов, а я подожду часок-другой!».
Я вспомнил римскую императрицу Агриппину, мать Нерона. Она активно травила своих политических противников блюдами из грибов. Я был польщен — мне предстояло стать персональным дегустатором для Роберта Джеймса Фишера!
Работа с Каруаной и Гири
Сегодня второй шахматист мира Фабиано Каруана считается игроком-перфекционистом и подлинным профессионалом. Но Чучелов знает, что итало-американец не всегда отличался образцовой дисциплиной.
«С Фабиано было сложно. Он интенсивно тренировался с ранних лет. У Каруаны не было нормального детства и юности. В какой-то момент он столкнулся с личностным кризисом. Фабиано потерял мотивацию. Он не был сосредоточен на шахматах и мечтал поскорее запустить очередную видеоигру на своей приставке. Родственники опасались, что Фабиано не преодолеет барьер в 2700 баллов личного рейтинга. Мне потребовался год на то, чтобы вернуть Каруане интерес к шахматам…», — вспоминает Владимир.
Аниш Гири вёл себя иначе. Чучелов говорит, что нидерландский вундеркинд обладал железной выдержкой и системным подходом к шахматам.
«Работать с Анишем было проще. Гири демонстрировал подлинный интерес к шахматам и невероятную тактическую гибкость. Мы оба владеем русским языком, что упростило наше общение…», — поведал Владимир.
Каруана и Гири — не единственные представители шахматной элиты, работавшие с Чучеловым. В разные годы бельгийский гроссмейстер помогал Леньеру Домингесу, Уэсли Со, Пентале Харикришне и Хоу Ифань.
Домингес поведал, что понимал большую часть принципов, на которых построен курс «Стратегический баланс». Работа с Чучеловым помогла американскому шахматисту структурировать собственные знания.