Шахматы и футбол

Каспаров не верил, что компьютер может его обыграть (сначала так и было)

В 1997-м Каспаров был главным шахматистом планеты. Он еще не ушел в политику, обладал титулом чемпиона мира по версии Профессиональной шахматной ассоциации (ПША) и часто представлял человечество в играх против шахматных программ.

Еще в 1989-м Каспаров легко выиграл две блиц-партии у суперкомпьютера Deep Thought, пообещав, что машина никогда не обыграет человека в шахматы.

«Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять лучшую музыку, писать лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу», – уверял Гарри.

В первой игре с Каспаровым Deep Thought находился на шахматном уровне в 2552 пункта – далеко до рейтинга чемпиона мира. На помощь искусственному разуму пришел компьютерный гигант IBM, предложивший сотрудничество команде Deep Thought. Проект начинался как диссертационная работа в университете Карнеги-Меллон, а со временем перерос в подготовку первой машины, способной бороться с чемпионом на равных.

IBM поменяла название шахматной программы с поэтичного Deep Thought (Глубокая Мысль), навеянного романом Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», на Deep Blue. Причина была проста – носившая неофициальное название Big Blue компания решила увековечить себя в названии шахматного компьютера.

Разработчики постоянно наращивали скорость машины, параллельно совершенствуя программное обеспечение. Работа компьютера основывалась на переборе всевозможных действий после хода соперника и просчете вариантов ответных ходов до тех пор, пока есть время на принятие решения.

Чтобы выстраивать так называемое древо ходов, машина перебирала миллионы вариантов – для этого требовалась максимально высокая скорость. Deep Thought просчитывал около 700 тысяч позиций в секунду, а усовершенствованная версия Deep Blue 1997-го – уже до 200 млн позиций.

Насколько движок сильнее человека?

В недавнем небольшом матче один из лучших гроссмейстеров мира Хикару Накамура играл с одной из сильнейших программ Komodo. Американец получал различные форы: пешку, пешку и ход, качество и четыре хода, не пересекая фигурами середины доски.

Накамура три партии свел вничью и одну проиграл.

А вот обычный гроссмейстер уверенно обыгрывал машину с форой в две пешки. Поэтому, можно сделать грубую оценку. Преимущество лучших программ над ведущими гроссмейстерами где-то между одной и двумя пешками форы.

Последние 5 лет рейтинг компьютера продолжает расти, в то время как у человека остается на одном уровне.

Игорь Рыбаков

Игорь Рыбаков основал корпорацию «Техниколь».

Закончил отделение квантовой и физической электроники Московского физико-технического института.

Активно поддерживает компанию World Chess, партнера ФИДЕ и организатора международных шахматных турниров. Статья про это.

Считает шахматы спортом интеллектуалов, развивающим стратегическое мышление.

Многое делает для популяризации шахмат в России, что, по его мнению, должно привести к повышению интеллектуального потенциала страны.

Финансирует развитие шахматного спорта среди школьников и студентов. Поддерживает талантливых спортсменов.

Любимая шахматная фигура Рыбакова – пешка. Она может пройти, не привлекая раньше времени внимания, и превратиться в любую фигуру.

Он считает, что жизнь полна неожиданностей, как в шахматах.

И в завершение одна из самых спорных и скандальных фигур в мировом бизнесе.

Deep Blue больше никогда не играл в шахматы. А по его матчу с Каспаровым даже поставили пьесу

Матч Каспарова против Deep Blue поджег интерес к шахматам – за поединком следил весь мир. 

Гроссмейстер, отойдя от болезненного поражения, предложил IBM реванш, а на кон ставил чемпионский титул, но компания ожидаемо отказалась – благодаря победе над чемпионом мира акции IBM устремились вверх. Новый успех уже не повлиял бы на котировки, зато поражение могло испортить ситуацию.

После матча в Нью-Йорке Deep Blue никогда не участвовал в официальных матчах – ни против людей, ни против других машин. Сейчас один из блоков компьютера хранится в Музее компьютерной истории в Калифорнии, второй – в Национальном музее Американской истории в Вашингтоне. Платы остались в исследовательском центре IBM.

Каспаров позже садился за стол против других компьютеров: в январе 2003-го разошелся миром с программой Deep Junior, а в ноябре участвовал в мачте с использованием 3D-технологии против программы Fritz (и снова ничья). Дальше Гарри не играл с машинами на публику, а через пару лет завершил карьеру.

После него шахматисты несколько лет сражались с программами, но с каждым разом все с меньшими шансами на победу. Последней точкой стало поражение чемпиона мира Владимира Крамника в конце 2006-го программе Deep Fritz (2:4).

Интерес к противостоянию людей и машин пропал, когда шансов против компьютера уже не осталось. Сейчас подготовку гроссмейстера не представить без компьютера, но игра на результат с ним бесполезна: рейтинговый рекорд действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена составляет 2882 пункта, а сильнейшая шахматная программа набрала 3534. Для сравнения: разрыв между Карлсеном и 100-м номером шахматного рейтинга – всего 213.

В 2003 году вышел документальный фильм Game Over: Kasparov and the Machine

Первое поражение чемпиона мира в матче с компьютером привлекло внимание и поп-культуры: в 2013-м в Нью-Йорке поставили театральную пьесу «Машина» по мотивам поединка. В том же году Disney приобрела права на экранизацию этой пьесы

Благодаря сериалу Netflix «Ход королевы» шахматы снова в топе обсуждений у массового зрителя.

Откуда пошли шахматы

Шахматы

История захватывающий игры насчитывает полторы-две тысячи лет, но признание шахмат как спортивной дисциплины произошло в 1999 году. Ученые нашли первое упоминание об игре «чатуранга» в рукописях Древней Индии, датированных VI веком. В названии отразилось движение на поле боя всех родов оружия: пехота, конница, колесницы, боевые слоны. Построение фигур на поле в точности отразило диспозиции и состав войск индийской армии. Когда игра приникла в арабский мир, ей дали новое название: «шатрандж». Иранцы изменили порядок построения «войска» и правила игры, превратив в азартную забаву – на кон ставили деньги. Церковь поспешила занести игру в разряд запретных, затормозив на десятилетие развитие игры «воинов». Попав в Европу, сражение на черно-белых клетках получило новое название – шахматы и распространилось по всему миру. Конец 19 века в мире шахмат ознаменовался первыми турнирами, соревнованиями и чемпионатами. Это было время, когда игра получила незыблемые – классические – правила. Прошлый век «отметился» тем, что ввел звание «гроссмейстер», которое присваивалось победителям мировых чемпионатов.

Ход шахматной партии

Шахматный поединок уместно рассматривать как интеллектуальное противостояние двух игроков. Каждая партия состоит из трех структурных элементов:

  • дебюта;
  • миттельшпиля;
  • эндшпиля.

Первые несколько ходов, называемых дебютными, определяют расстановку на доске и дают каждой из сторон возможность добиться преимущества. Умение правильно распорядиться имеющимся материалом приходит к шахматистам по мере накопления опыта и изучения теории. Разнообразие дебютов позволяет нивелировать стартовое преимущество белых и вести активную игру с использованием черных фигур.

Миттельшпиль (серединный отрезок партии) ставит игрока перед выбором. Доступные альтернативы — атака на короля соперника или же маневренная борьба.

Эндшпиль — заключительная часть шахматного поединка. По ходу него соперники стремятся реализовать преимущество в материале или позициях, полученное на предыдущих этапах. Мат может возникнуть и в миттельшпиле: из-за зевка соперника или грубой позиционной ошибки.

Цитаты со смыслом

Во второй блок мы выделили цитаты о шахматах со смыслом, то есть некие общие рассуждения, которые тоже могут быть полезны. Многие из этих афоризмов парадоксальны, поэтому и навеки остались в истории и памяти людей.

***

Высказать мнение – значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна.Иоганн Вольфганг Гете

***

Шахматы воспитывают склонность к самостоятельному мышлению, а потому не следует их поощрять.Фридрих Великий, прусский король

***

Мир я сравнил бы с шахматной доской – То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой. Подвигают, притиснут и — побили. И в темный ящик сунут на покой.Омар Хайям

***

Не глумитесь над шахматистами. Легко ли сохранить душевное здоровье, когда изо дня в день теряешь коней, бьёшь слонов, нападаешь на королев?Ашот Наданян

***

Шахматы — это гимнастика для мозгов.Блез Паскаль

Важность начала партии

Разнообразный дебютный репертуар — атрибут всех успешных игроков. Базовые перемещения фигур описываются несколькими шахматными терминами. Их расшифровка приведена в таблице.

ТерминПример ходовОписание
Начало1.е4, 1.g3 и другиеПервый ход, совершаемый белыми
Дебют1.Kf3-d5 2.g3 (дебют Рети), 1.Kf3-d5 2.b3 (дебют Нимцовича)Второй ход белых, определяющий дальнейшее расположение фигур на доске
Партия1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 (Шотландская партия)Третий ход белых, который определяет ответные действия черных
Защита1. e2-e4 c7-c5 (Сицилианская защита)Становится результатом идейного замысла черных, которые вынуждены защищаться от атаки белых
Гамбит1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 (Королевский гамбит)Общее название для дебютных построений, по ходу которых один из игроков жертвует свой материал для получения тактического преимущества

Сергей Галицкий

Сергей Галицкий создал сеть розничных магазинов «Магнит». Живет в Краснодаре (хотя большинство предпринимателей-миллиардеров – в Москве). Имеет экономическое образование.

Шахматами начал заниматься в 7 классе. Вскоре стал кандидатом в мастера, а затем — и чемпионом родного города Сочи.

Галицкий считает, для развития бизнеса необходимо умение мыслить быстро и логично, а эти качества развивают шахматы.

Он основал в Краснодаре детскую футбольную академию. Шахматы в ней – обязательный предмет.

Галицкий убежден, что современная школа должна учить мыслить логически.

В 2013 году он дал сеанс одновременной игры на 20 досках ученикам Академии.

На сцену выходят нейронные сети

Сейчас сильнейшим шахматным движком считаются нейронные сети. Так LeelaChessZero (LC0) уверенно победила Stockfish. Еще можно вспомнить знаменитую AlphaZero.

Нейронные сети способны в целом оценивать обстановку на доске, они предпочитают позиционный стиль, захват пространства и контроль над доской. LC0 сначала знала только основные правила движения фигур. Нейросеть, самообучаясь, провела с самой собой миллионы партий и стала лучшей в мире и скорее всего сохранит лидерство в обозримом будущем.

В целом, нейро-алгоритмы способны решать важнейшие исследовательские задачи, включая разработку новых материалов и лекарств.

Навыки коммуникации

В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор и оставаться приятным собеседником, не забывая и об умении договариваться и настаивать на своем. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами

У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения и, что крайне важно, самореализации, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры

Помимо этого, активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Ещё шахматы способны снижать уровень подростковой агрессивности, трансформируя её в здоровый соревновательный дух.

Физическая подготовка для шахматистов

Шахматы

Помимо «гимнастики ума» шахматист испытывает колоссальное нервное и физическое напряжение по время соревнований. Шахматные тренировки направлены на развитие зрительной памяти, тактики и стратегии ведения боя. Не менее важна для шахматиста волевая и психологический настрой, уход от сидячего образа жизни. Выдающиеся гроссмейстеры отдавали предпочтение комплексной подготовке к турнирам и достигли высоких результатов.

В спорте высших достижений должны гармонично сочетаться:

  • талант;
  • характер;
  • физическая выносливость;
  • профессиональная подготовка.

Шахматистам можно порекомендовать занятия командными видами спорта: волейбол, футбол, хоккей. От них не требуется играть на высоком уровне, достаточно поддерживать физические силы. Незаменимой является утренняя зарядка с контрастными водными процедурами. Длительные прогулки, пробежки, плавание, бег на лыжах, коньках входят в систему тренировок шахматиста. Тренер составляет индивидуальный лист занятий, где разумно чередуются умственные и физические нагрузки, дни отдыха и релакса.

Марк Цукерберг

Марк Цукерберг — американский программист. Основал социальную сеть Facebook. Руководит компанией Facebook Inc.

Учился в Гарвардском университете на отделении психологии. Закончил курсы по информационным технологиям.

Как многие программисты, Цукерберг интересуется шахматами.

Марк Цукерберг и Криса Кокс (директор по развитию продукта Facebook) играют в шахматы

В 2014 г он сыграл партию с чемпионом мира М. Карлсеном. Магнус об игре Марка сказал, что тот еще только учится играть.

Марк Цукерберг играет белыми, Магнус Карлсен — черными

Шахматами увлекаются и российские бизнесмены.

Реванш: машина победила, но Гарри считал, что ей помогали гроссмейстеры

Второй матч Каспарова и Deep Blue назначили на май 1997-го.

Разработчики оперативно правили ошибки, делая мысли машины более гибкими, а к работе привлекли нового топ-гроссмейстера Мигеля Ильескаса. Ожидалось, что Каспаров выберет антикомпьютерную тактику – нестандартные решения и неожиданные ходы.

Матч проходил на 35-м этаже нью-йоркского небоскреба Equitable Building. В этот раз Каспарова и Deep Blue разделяли не километры, а несколько стен – компьютер из двух блоков находился в отдельном помещении. Призовой фонд вырос до 1,1 млн – 400 тысяч получал уже проигравший, а не победитель, как год назад.

IBM поработала и над пиар-составляющей матча: пригласила журналистов, организовала трансляцию и отдельный зрительный зал.

Регламент сохранился – 6 партий за 6 дней. Каспаров начал белыми и выиграл – компьютер оказался не готов к нестандартному подходу человека. В конце партии машина грубо ошиблась: вместо того, чтобы продлить партию еще на десяток ходов, пришла к безнадежной позиции намного быстрее.

Но уже во второй партии Каспаров, уверенный, что компьютер просчитывает дальновидные схемы, в какой-то момент остановил партию и поздравил машину с победой. Оказалось, что Гарри переоценил возможности машины: атакующий маневр, с которым он смирился, машина просто не видела, а значит, партия легко сводилась к ничьей. В этом момент чемпион мира заподозрил владельцев в махинациях, обвинив IBM в том, что компьютеру помогает живой человек, а связка машина-гроссмейстер превосходит даже лучшего шахматиста мира в несколько раз.

«Я думал, раз машина, которая так сильно провела всю партию, уверенно делает ход, значит, она видит, что вечный шах черные объявить не могут. И не стал проверять. А ничья там была! Вот у меня и возникло подозрение: больно уж некомпьютерная ошибка. Элементарный человеческий зевок», – сетовал Каспаров в интервью «Коммерсанту» после матча.

К какому виду спорта относятся шахматы?

Популярные виды спорта предполагает достижение значимых результатов и развитие навыков спортсменов. Оба критерия применимы к шахматам. Без тренировок игроки не смогут применять теоретические знания, а эмоциональная и физическая форма не позволят выдержать турнирные нагрузки. Результатами развития шахматистов становятся рост мастерства, получение званий в соответствии с системой ФИДЕ, увеличение рейтинга Эло и завоевание титулов на соревнованиях.

Не менее важной составляющей результатов шахматиста остаются стратегия и тактика. Их влияние на итоговый результат сравнимо с другими видами спорта — командными или индивидуальными

Ключевой особенностью видов спорта, признанных международными организациями, становится равенство шансов соперников в достижении победы. Этот аспект учтен в правилах шахмат. Игрокам предоставлены одинаковые условия и возможности в рамках поединка за шахматной доской.

Соблюдение принципа справедливости контролируется судьями, секундантами и организаторами турниров. Правила ФИДЕ устанавливают жесткие требования к поведению шахматистов во время партии. Принцип ведения поединка исключает возможность достижения победы обманным путем с использованием помощи живых игроков или шахматных программ.

Билл Гейтс

Билл Гейтс — основатель корпорации Microsoft.

В школе самыми любимыми предметами Уильяма были информатика и математика. Как многие люди с математическим складом ума, он увлекается шахматами.

Свой самый известный матч Гейтс сыграл в 2014 г. в норвежском телевизионном шоу с юным чемпионом мира Магнусом Карлсеном.

Матч проходил с гандикапом. Такой способ проведения соревнований дает преимущество слабому игроку. Гейтс получил по 2 минуты на обдумывание каждого хода, а Карлсен – по 30 секунд.

Тем не менее Магнус обыграл противника за 9 ходов.

Он очень высоко оценил игру Гейтса. Сказал, что из того может получиться хороший шахматист, если он будет уделять тренировкам больше времени.

Гейтса поражение не расстроило – проиграть человеку, ставшему гроссмейстером в 13 лет, не стыдно.

Цитаты великих шахматистов

Отдельно мы представляем цитаты великих шахматистов прошлого и настоящего. Возможно, эти советы помогут вам лучше понять всеми любимую игру.

***

Наслаждение гамбитами это признак молодости в шахматах.Ласкер

***

Компьютер – единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает.Роберт Джеймс Фишер

***

Всегда помни о контратаке. Это – лучшая защита и часто выигрывает даже проигранные партии.Франк Маршалл

***

О женщинах: шахматы лучше.Роберт Фишер

***

Некоторые кони не скачут, а хромают.Тартаковер

***

Каждый шаг к эндшпилю усиливает короля.Арон Нимцович

***

Вложите деньги в большой теннис, и вы с улицы уберете одного мальчишку, а если в шахматы — сразу десять детей.Евгений Свешников

***

В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни.Александр Алехин

***

Быть хорошим игроком недостаточно — нужно еше хорошо играть.Зигберт Тарраш

***

Проходная пешка – преступник, которого нужно держать под замком.Арон Нимцович

***

Когда я играю белыми, я выигрываю, ведь я играю белыми; когда – черными, я выигрываю, ведь это я.Боголюбов

***

Позже, … я стал всё чаще добиваться успеха в решающих партиях. Возможно потому, что я осознал простую вещь: не только меня одолевал страх, но и моего противника.Михаил Таль

***

Шахматы — игра не только фигур, но и людей — психология имеет значение.Михаил Ботвинник

***

В том-то и состоят шахматы. Сегодня ты даёшь сопернику урок, а завтра он тебе.Роберт Джеймс Фишер

***

Я – чемпион мира и не обязан ни с кем ничего обсуждать.Вишванатан Ананд

***

Каспаров возвращается спустя 12 лет. И это большой сюрприз

Над машиной работали не только программисты, но и шахматисты. Спаррингом компьютера и разработчиком дебютной книги был американский гроссмейстер Джоэл Бенджамин, позже к нему присоединились другие профессионалы.

Первый матч между Каспаровым и обновленным Deep Blue прошел в 1996-м. Турниру благодаря IBM выделили щедрый призовой фонд: 500 тысяч долларов, из которых победителю доставалось 400. Формально партии проходили в Филадельфии, хотя компьютер находился в Нью-Йорке, а ходы за него делал оператор, получивший сигнал онлайн. На случай проблем со связью IBM привезла две резервные машины с чуть меньшей мощностью.

Первая партия завершилась сенсационной победой Deep Blue – впервые в истории компьютер выиграл у чемпиона мира партию с классическим контролем времени. Но Каспаров быстро отыгрался, без особых проблем сведя матч к победе – 4:2 в пользу человека.

Радостный Каспаров после матча хвалил IBM, но уже не был так категоричен в отношении его перспектив:

«Впервые в истории человечества мы имеем что-то очень близкое к искусственному интеллекту. Уже есть возможность уменьшить число ошибок и достичь уровня игры, который определяется интуицией человека. Сейчас – там где я интуитивно чувствую, играю ли я правильно или ошибочно, – машина просто перебирает миллиарды и миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека».

Создатели компьютера согласились с Каспаровым и предложили ему реванш через год.

Карпов или Каспаров? 35 лет главному спору шахмат: играли без флагов, матч обрывали – а Гарри протестовал уже тогда

Дальше последовали три ничьи – к последней партии человек и компьютер подошли с равными шансами: 2,5:2,5. Deep Blue играл белыми, а Каспаров пошел ва-банк – выбрал нетипичный для черных дебют. Поражение случилось уже на 19-м ходу – самое быстрое в его карьере.

После матча Каспаров был в ярости – снова утверждал, что компьютеру помогали гроссмейстеры, иначе странную игру в первых партиях не объяснить. IBM даже получила от чемпиона мира запрос расшифровки отдельных ходов.

«После невероятного напряжения того матча, которое усугублялось подозрительным поведением IBM и моей склонностью к сомнениям, я не был готов легко признать поражение. Честно говоря, я никогда не умел проигрывать. Человек, который легко смиряется с поражением, никогда не станет настоящим чемпионом, и этот принцип, конечно, справедлив и в моем случае. Но я верю в честную борьбу. Тогда же я считал, что IBM обманула меня – а также весь мир, пристально следивший за нашим матчем», – писал Каспаров в книге «Человек и компьютер: Взгляд в будущее».

По одной из версий, именно эмоции помешали Гарри выиграть. После нестандартных ошибок в первых партиях он переоценил машину и начал ее бояться. В книге «Сигнал и шум» журналиста The New York Times Нейта Силвера один из создателей Deep Blue Мюррей Кэмпбел объяснил ошибку в первой партии обычным багом.

То, что Каспаров принял за дальновидность (а потом – за человеческий фактор), оказалось ошибкой в программе. По условиям матча разработчики вносили изменения в код компьютера, поэтому баг исправили после первой же партии. Вот только чемпион мира об этом не знал и напряженно ждал непредсказуемых ходов.

«Каспаров решил, что неожиданная игра была признаком высшего интеллекта. Он никогда не думал, что дело – просто в сбое. Машина не проявляла упорства не потому, что видела новый вариант развития партии, а всего лишь из-за того, что в проигрышной ситуации делала выбор случайным образом – компьютеру все равно, на каком ходу закончится партия, если вариантов для победы нет. А Каспаров не просчитал этот вариант», – объяснял Кэмпбел.

Гроссмейстер еще долго не мог смириться с поражением. Появлялись разные объяснения: недостаток подготовки, начало политической деятельности (в книге «Мой шахматный путь» Каспаров писал, что весной помогал генералу Александру Лебедю). Конечно, досталось и IBM:

«Я столкнулся с могучим противником, обладающим неограниченными ресурсами, который поставил перед собой задачу любой ценой выиграть матч у Каспарова. При этом IBM одновременно является спонсором, арбитром, организатором. IBM дала мне понять, что идет война. При этом весь военный антураж они контролировали от начала до конца. Все, что находилось в этом здании, принадлежало IBM, оплачивалось IBM. И если отвлечься от необъяснимых моментов в игре машины, то человеку в таких условиях очень трудно нормально сосредоточиться. Я так и не смог настроиться на нормальный матч».

Спустя годы Гарри поменял мнение, согласившись, что был частью важнейших перемен. Он принял результат матча, а будущее видел уже не в противостоянии человека и машины, а в их сотрудничестве.

Начало партии за белых

Новичкам следует запомнить старую шахматную истину, которая гласит, что ни один дебют не сможет гарантировать победу. Многообразие стартовых вариантов определяет шансы на успех в миттельшпиле и эндшпиле

Знание большого количества дебютных комбинаций не означает, что шахматисту не требуется уделять внимание теоретическим основам эндшпиля. Задача тренеров — научить игроков использовать дебюты максимально эффективно

Классическим началом для новичков становится ход e2-e4. Его применение открывает возможность к реализации сценария Итальянской или Испанской партий, различие между которыми кроется в позиции слона белых после первого и второго ходов черных. Игроки с большим опытом могут воспользоваться агрессивными дебютными стратегиями и предложить соперникам Ферзевый гамбит. Путь к нему начинается с ходов 1.d4 и 2.c4.

Питер Андреас Тиль

Андреас Тиль — американский предприниматель. Создал систему онлайн платежей (PayPal).

В школе ему легко давалась математика. Андреас окончил Стэнфордский университет, получив дипломы юридического и философского отделений.

В шахматы начал играть в 6 лет. Выполнил юниорские нормативы мастера по шахматам. Был одним из лучших шахматистов США до 21 года.

Андреас обладает титулом Life Master Федерации шахмат США. Участвовать в турнирах он прекратил в 2003 г. Но в 2016 г на чемпионате мира в тай-брейке матча Сергея Карякина и Магнуса Карлсена Тиль сделал символический первый ход.

В бизнесе он пользуется шахматными стратегиями. Считает, что главное, чему учат шахматы, – лучше иметь плохой план, чем не иметь никакого.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий