С[]
- Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет атаковано. Связанной может также быть фигура, ход которой приведет к потере ферзя или проигрышу качества.
- Сеанс одновременной игры — средство популяризации шахмат, мероприятие, в ходе которого сильный шахматист (сеансер) играет одновременно ряд партий (от нескольких партий до нескольких сотен партий) с шахматистами более низкой квалификации.
- Скахография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней ёлки).
- «Слабое» превращение — превращение пешки не в ферзя, а в ладью или легкую фигуру.
- «Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый зевок, ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.
- Слон — лёгкая шахматная фигура, по силе примерно равная трём пешкам. На свободной доске может передвигаться на любое число полей по диагонали. В исходной позиции у каждого игрока по два слона, находящиеся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, на полях рядом с конями. Особенностью слона является то, что он может ходить только по полям определённого цвета, поэтому различают белопольных и чернопольных слонов, по цвету полей, по которым они передвигаются.
- Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).
М[]
- Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
- Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
- Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру, просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).
- Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
- Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
- Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
- Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
- Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
- Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.
Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.
- Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. Именно «мельница» в партии с Эм. Ласкером прославила мексиканского гроссмейстера Карлоса Торре на турнире в Москве в 1925 г.
- Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
- Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
- Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.
З[]
- Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
- Закрытая игра — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п. Вскрытие игры — переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
- Засада — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
- Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
- Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.
Т[]
- Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
- Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («Отвлечение», «Завлечение», «Уничтожение защиты» и пр.).
- Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
- Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
- «Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
- Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
- Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).
Р
Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры
на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.).
В свое время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте
(с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов).
Уровень мастера — примерно от 2200. Уровень гроссмейстера — от 2400 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того,
каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или черных), чья очередь хода и т. п.
Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг,
при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля
на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король.
Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями,
занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути
(то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь,
на которых тяжёлые фигуры могут «полакомиться» пешками.
Ф[]
- Фаланга — пешечная цепь.
- Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
- Ферзь — Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле d1, чёрный — d8.
- Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
- Фланг — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.
- Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
- Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
- Фишеровские шахматы (рэндом-чесс) — шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и чёрных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причём слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
- Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию) фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
- Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчёт.
- «Форточка» — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.
Описание шахмат
Шахматы – очень старая игра. Предположительно, шахматы возникли в Индии в четвертом или пятом веке, но неизвестно, кто их изобрел. Шахматы представляют собой интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень логическая игра, где удача играет маленькую роль.
В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды – числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится. Сначала в записи клетки следует столбец, затем – ряд, например, клетка в левом нижнем углу имеет обозначение a1 (столбец a, ряд 1).
Доска всегда ставится таким образом, чтобы ближняя угловая клетка справа от игрока была светлой. Каждая клетка может быть либо пустой, либо ее может занимать какая-либо фигура. Изначальная позиция шахмат состоит из 16 белых фигур и 16 черных фигур, расположенных показанным ниже образом.
Как изучают дебют
У нас ведется большая исследовательская работа по изучению дебютов — вскрываются идеи, заложенные в той или иной системе развития, с каждым годом все больше выявляется тонкостей, присущих тому или иному началу, обнаруживаются новые ходы в известных вариантах. К этой работе привлечены не только гроссмейстеры и мастера, но при помощи шахматной печати и рядовые любители шахмат.
1. Поиск новых ходов в теоретических вариантах
Подобная работа велась и будет вестись. Процесс отыскания хода лучшего, чем указанный в справочниках, — явление повседневное. Шахматисты всех разрядов уточняют известные варианты и в процессе подготовки к турнирной партии, и во время игры, и, наконец, в анализах.
При этом часто случается, что найденный, казалось бы сильнейший, ход вскоре опровергается, и уже новый ход считается в данной позиции безупречным. Этот процесс бесконечный, он — характерное явление для общего поступательного развития теории.
2. Углубление форсированных вариантов
Теория знает много длинных вариантов, в которых события протекают форсированно: многочисленные проверки показали, что отклонения от «главного пути» невыгодны ни той ни другой стороне. Опытные шахматисты обычно делают ходы этих форсированных вариантов с «пулеметной скоростью». Здесь все, казалось бы, до конца ясно.
Таких форсированных путей накопилось в современной теории немало. Почти на два десятка ходов разобраны некоторые варианты чигоринской системы испанской партии, открытой системы с ходом 5. … Nxe4
Не менее изучен вариант «сицилианки» с взятием пешки b2, много потрудились теоретики в анализах атаки Панова в защите Каро-Канн и т. д. Намного углубилась исследовательская мысль в дебри вариантов закрытых начал, таких, как славянская защита, защита Тарраша, принятый ферзевый гамбит и другие.
С каждым турниром эти варианты все более усложняются. Этот метод изучения не нов — он был взят на вооружение еще корифеями прошлого века. Только анализы, помещенные в шахматных журналах, касались тогда других начал — модных в те дни итальянской партии, королевского гамбита, гамбита Эванса.
3. Изучение «табий»
Аналогично тому, как в современной теории есть форсированные варианты, уходящие порой в глубины миттельшпиля, известно также много позиций, дорога к которым, хотя и не идет через форсированные варианты, тем не менее считается неизменной. Примером подобных «табий» может служить позиция из защиты Нимцовича после 1.d4 Nf6 2.с4 е6 3.NсЗ Bb4 4.еЗ d5 5.Nf3 с5 6.Bd3 Nе6 7.O-O O-O.
Другая «табия» возникает в староиндийской защите: 1.d4 Nf6 2.с4 g6 3.NсЗ Bg7 4.е4 d6 5.Nf3 O-O 6.Bе2 е5 7.O-O Nc6 8.d5 Ne7 9.Ne1 Nd7 10.Nd3 f5.
Современных «табий» немало, однако наивно думать, что и в них все незыблемо. Проверка продолжается и подчас в турнирной партии. Противники, совершая первые ходы с молниеносной быстротой, затем вдруг надолго задумываются. Это случается, когда и в «табии» они сталкиваются с неожиданностью.
4. Планы, связанные с эндшпилем или миттельшпилем
Если первые три способа изучения дебюта применялись еще в прошлом столетии, то этот путь — изобретение нашего времени. У современных шахматистов прозорливый взгляд устремляется в миттельшпиль и даже в эндшпиль. Планируя дебютную расстановку фигур и пешек, они предопределяют направление своих действий в следующих стадиях партии.
Полная запись ходов[]
Запись хода состоит из таких компонентов:
- (опционально) Многоточие (…) — знак хода чёрных.
- Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)
- Поле, с которого сделан ход.
- Для тихого хода — тире (—). Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие ().
- Поле, на которое сделан ход.
- Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
- Для шаха — знак плюс (+). Для двойного шаха — двойной плюс (++). Для мата — знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак «=» для ничьей.
- Комментарии к ходу. ! или !! для сильного хода, ? или ?? для слабого, ?! для рискованного, !? для интересного хода.
Например, в русской нотации детский мат записывается так:
- 1. e2—e4 e7—e5
- 2. Сf1—c4 Кb8—c6
- 3. Фd1—h5?! Кg8—f6??
- 4. Фh5:f7×
Та же партия в международной нотации:
- 1. e2—e4 e7—e5
- 2. Bf1—c4 Nb8—c6
- 3. Qd1—h5?! Ng8—f6??
- 4. Qh5xf7#
Рокировка в длинную сторону записывается как 0—0—0, в короткую как 0—0. Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
Ж[]
- Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
- Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
- Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
- Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.
Комментарии к ходам[]
|
|
|
Спасский-Фишер, 1972, партия 11
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Здесь Спасский сыграл Кb1
- ? — ошибка — плохой ход, который не стоило бы играть.
- ?? — грубая ошибка или явный зевок. Например, подставить ферзя под бой или не увидеть мата со стороны противника.
- ?! — сомнительный ход. Например, жертва, требующая после этого сложной атаки.
- !? — интересный ход. Например, хитрая ловушка в проигранной ситуации. Существует шутка: «ленивый комментатор пишет !?, когда не знает, в чём смысл хода».
- ! — хороший ход.
- !! — отличный ход, демонстрирующий мастерство шахматиста.
Такие комментарии явно субъективны: например, когда Спасский сделал сомнительный ход конём (Кb1!!) и выиграл, Эдмар Меднис заявил об этом: если бы он проиграл, ход был бы с двумя вопросительными знаками. Джон Нанн в 1992 году попытался формализовать эти комментарии:
- ! — единственный ход, сохраняющий оценку позиции. Например, если игра ничейная, единственный ход, не ведущий к проигрышу; если игра победная — единственный ход, сохраняющий победу. Восклицательный знак у Нанна используется независимо от того, насколько тривиален ход (если только это не единственный допустимый ход).
- !! — труднонаходимый ход «!».
- ? — ход, снижающий оценку позиции, то есть превращающий выигрышную в ничейную или ничейную в проигранную.
- ?? — явный ход «?», «зевок».
- !? — ход, не изменяющий оценки, но упрощающий работу шахматиста: например, в теоретически проигранной позиции противнику для выигрыша требуется последовательность ходов «!».
- ?! — ход, не изменяющий оценки, но затрудняющий работу: например, чтобы сохранить игру ничейной, требуется несколько ходов «!».
В шахматной композиции: ! — ключевой ход задачи (а также ответ противной стороны на неверный ход), ? — неверный ход.
Запись результатов серий партий[]
Для представления обобщённых результатов серии партий (матчей или результатов выступлений в турнире) используется два вида записи:
- Соотношение очков
- «XX:YY». Здесь XX — количество очков, набранных первым шахматистом, YY — количество очков, набранных вторым. Выигрыш приносит 1 очко, проигрыш — 0, ничья — по 0,5 очка каждому. Например, счёт 8,5:12,5 означает, что в серии из 21 партии первый шахматист проиграл, набрав 8,5 очков против 12,5 очков у второго.
- +Побед−Поражений=Ничьих
- Запись имеет вид «+AA−BB=CC», она означает, что в серии партий игрок, о котором идёт речь, выиграл AA партий, проиграл BB партий и сделал CC ничьих. Например, «+6−4=11» означает, что игрок выиграл 6 партий, проиграл 4 и свёл вничью 11.