raamat70 — johnleehalifax
Партия примечательна тем, что во время онлайн-анализа chess.com выявил только зевок за чёрных. Посмотрим, что покажет Komodo 9.3 на стационарном компьютере.
Противник уклонился от 3…dxc3 и сходил d3. Такой же расклад был во многих других партиях, например в партии Непомнящий — Накамура. У белых простой ответ — Bxd3 (+0,37)
Компьютер предлагает сделать рокировку (+0,36) или сходить Bg5 (+0,29). Я же сходил h3 (+0,23) т.к. хотел избежать возможной связки коня. Скорее всего, подобный ход расценивается как «медленный»
Комодо считал более 10 минут, чтобы поставить на первой место понятный для меня ход Qc2 (+0,41), до этого он упорно предлагал ход Qe2 (+0,39). У меня же возникло огромное желание сходить e5 (+0,29) — вполне симпатичный ход
Компьютер предлагает Qe2 (+0.33) и Bf4 (+0.29). Поскольку у был конкретный план, то сходил Qc2 (+0,21)
Лучший ход Bf4 (+0.26), размен Nxd7 хуже (+0.14)
Комодо предлагает конкретный ход Rd1 (+0,65), я же решил подтянуть коня — Nd2 (+0,44)
На d1 можно поставить любую ладью, так оценка движка одинаковая (+0,57), мне больше понравился ход Rad1
Движок предлагает b4 (+0.44) и более понятный для меня ход Be2 (+0.36). Я же решил сыграть более агрессивно Ne4 (+0,28)
Сильнейший ход по движку Qe2 (+0,50), я же решил подключить к борьбе ладью f — Rfe1 (+0,42)
Бить надо ферзём (+0,52) — пора перебираться поближе к королю противник. Ход Rxe4 хуже (+0,28)
Компьютер предлагает меняться (+0,59), но решил идти ставить мат — Qf4 (+0,15)
Вместо того, чтобы сходить Qc6, черные сделали фатальный ход Bf8 — до мата два хода
Вывод: действительно, я не допускал ошибок в партии. Увы, такие партии встречаются у меня крайне редко. Надеюсь, что в дальнейшем их будет больше.
Виды шахматных гамбитов
Классификация дебютов с жертвой фигуры основана на трех возможных исходах. Среди них:
- принятие гамбита — соперник соглашается с жертвой, рассчитывая на получение материального преимущества в обмен на позиционные уступки;
- отказ от взятия пешки или фигуры— партия продолжается без принятия жертвы;
- контргамбит — игрок совершает встречную жертву в течение следующих 2-3 ходов, надеясь на перехват инициативы.
В таблице приведены примеры некоторых гамбитов.
Название | Нотация | Описание |
Королевский | 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 | Белые предлагают черным взять пешку. Конечная цель — создание численного преимущества в центре и атака по линии f |
Отказанный ферзевый | 1.d4 d5 2.c4 е6 | Белые отдают пешку на c4 для получения перевеса в центре и быстрого развития позиции. Черные не принимают жертву |
Волжский | 1. d2-d4 Кg8-f6 2. c2-c4 c7-c5 3. d4-d5 b7-b5 | Черные предлагают оппоненту фланговую пешку. Мотив — получение преимущества на ферзевом фланге белых посредством слона, выводимого на поле g7 |
Принятый ферзевый | 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 d5:c4 | Черные берут отдаваемую белыми пешку и стремятся удержать свою позицию |
Контргамбит Фалькбеера | 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 d7-d5 | Интерпретация королевского гамбита. Черные не принимают жертву, предлагая белым встречный вариант для взятия пешки |
JDiras — raamat70
Партия числится выигранной по причине того, что противник оставил игру. На самом деле партия проиграна в пух и прах. Во вьювере онлайн-анализ, но позиционные картинки подготовлены при помощи Chessbase и движка Komodo 9.3 64-bit.
Белые сходили Bd2 — лучший компьютерный ход (+0,78), могли сходить и Bb5 (+0,54) связывая коня. Черные могут сходить a6 либо продолжить следовать идеям дебюта Bg4, что и последовала в партии (+0,69)
Вместо того, чтобы сходить d5 (+0,85) или Nb5 (+0,69), белые сделали сомнительный ход h3. Чёрным надо было бить коня (0,00), а затем делать рокировку, вместо этого я сходил Bh5 (+1,78) — у черных все хорошо, если бы они сделали верный ход g4
Тут собственно думать не о чем — Qb6 (+0,88)
С задержкой но коня я взял (+0,68)
Последовало 10…Nxd4 (+0,85), 11.Nxd4 Qxd4 12.Qxb7 — по основной линии движка
Следовала просто разменяться ферзями (+0,86), но я даже не приметил этого хода, точнее я не сообразил, что шахнуть можно не только на e5, но и на е4. Ход Rd8 (+1,08) не смертельный, но хуже
Критическая позиция — единственный верный ход e6 (+0,86) . В партии было Nd7 (+2,67)
Была тактика с жертвой ферзя 14… Qxd1+ (+0,48) 15. Kxd1 Nc5+ 16. Qd5 e6 17. Qxd8+ Kxd8. Увы, я её не приметил. Qxf2 — грубая ошибка (+6,33)
Ход белых — у чёрных нет ни одного шанса на спасение. Чернопольный слон не сделал ни единого хода, как и ладья h8
Что такое гамбит в шахматах
Гамбит в шахматах — это дебют, в котором жертвуется пешка или легкая фигура для получения различных выгод.
Широкую известность получил гамбит Морра, применяемый в Сицилианской защите: 1.e4 c5 2.d4 cd 3.c3. Белые отдают пешку ради быстрого развития позиции.
В качестве жертвы при розыгрыше гамбитного дебюта могут выступать одна или несколько фигур. Целью шахматиста, играющего гамбит, становится:
- получение инициативы,
- быстрое развитие позиции,
- расположение фигур в центре для обеспечения пространственного доминирования,
- розыгрыш ранее придуманной комбинации.
Жертва позволяет добиться преимущества по ходу партии. Пик востребованности гамбитов пришелся на 18 и 19 века. Дебюты с жертвой пешек или фигур оставались доминирующими на протяжении двух столетий. Развитие дебютной теории привело к постепенному отказу от обмена фигурами на первых ходах партий
Но гамбиты остаются важной частью изучения основ шахмат и формирования навыков счета ходов у юных игроков. Гамбитный стиль можно рассматривать как хорошо изученный и надежный способ для начала поединка между начинающими шахматистами
raamat70 — ThePawnHunter
По 30 минут на партию — время подумать было, но противник явно делал необдуманные ходы.
Движок показывает ход Be2, но ходить надо именно Bc4
Можно было воспользоваться сомнительным ходом противника и сразу сходить b4 (+0,63), но я решил подстраховаться и сделал рокировку (+0,35)
Движок сразу предлагает e5 (+0,15), но я решил сделать более очевидный ход b4 (+0,06)
Во время партии я обратил внимание на неудачное расположение коня, но не увидел хода g4 (+1,27)
Интересная ситуация. Komodo 9.3 после 15-20 минут предлагает конкретный ход Nb5 (-0,52). Я сходил Qb3 (-0.53) — ход делался с идей захвата вертикали d ходом Rad1. При глубоком анализе на chess.com, ход Qb3 отмечен как «неточность» и рекомендуется ход Qxd6. Лично мне абсолютно непонятно, что может дать белым размен ферзей. Что касается Komodo 9.3, то он оценивает этот ход как -0,72, т.е. мой ход лучше
Komodo 9.3 рассматривает два хода: Rad1 (+0,69) и Rfd1 (+0,54). Я же решил сделать ход конём (+0,29)
Чёрным следовало отступать ферзём на b8, а так они попадают под темп после хода Rfd1 (+1,04) или Rad1 (+0,79)
Вместо того, чтобы позаботиться о безопасности короля и сделать рокировку (+0,65), черные взяли пешку ab — вилка Nc7+ (+5,04). Противник сдался
Забавно, но факт — я делал ходы рекомендованные компьютером, но с задержкой на один ход!
Противодействие гамбитам
Опытные шахматисты предпочитают отвечать на гамбитные дебюты одним из трех способов:
- контргамбит,
- игнорирование жертвы,
- удержание позиций после взятия фигуры.
Теоретическое обоснование контргамбита было предложено вторым чемпионом мира по шахматам — Эммануилом Ласкером. Он настаивал на том, что игрокам не стоит удерживать приобретенный материал — при первой возможности его следует вернуть. Это обеспечит шахматиста возможностью завоевать преимущество в центре и перехватить инициативу у оппонента. Встречная жертва может вывести соперника из равновесия и спровоцировать его ошибку.
Отклонение жертвы — не менее эффективный психологический прием. Ожидания шахматиста, играющего гамбит, не оправдываются, план на ближайшие ходы рушится.
Третий принцип, заключающийся в удержании позиции после взятия фигуры соперника, активно применялся Виктором Корчным. Гроссмейстер предпочитал брать пешки оппонентов в любой ситуации. После этого он умело защищал свои позиции, добиваясь не только материального, но и тактического перевеса. Выдержав давление соперника, Корчной использовал дополнительный материал для результативного завершения партии.
raamat70 — swagatopablo
Партия закончилась матом на 18 ходу. Контроль времени 30 минут на ход: у белых 0:24:18, у черных 0:26:50 — по времени можно было еще играть и играть.
Глубокий анализ на Chess.com выявил одну неточность у белых, но перепроверю это оценку при помощи движка Komodo 9.3.
Основной ход Nf3 (0,00), в принципе возможен стразу Bc4 (-0,18)
Надо ходить Nf3 (0,00), не не хотелось получить изолятор, поэтому сходил Ne2 (-0,26)
Поскольку королю пока ничего не угрожает, движок сразу рекомендует a3 (+0,14), но я решил сделать рокировку (0,00)
Ну а теперь можно и a3 (+0,10)
Размены выгоден белым. Брать надо именно конём (+0,20)
Онлайн-движок chess.com пометил ход f4 как неточность и рекомендовал Bf4 (+0,18). Komodo долго считал между двумя вариантами: Re1 (+0.24) и Qh5 (+0.20)
Я сходил f4 (-0.33) для того, чтобы не пустить коня на поле e5. Увы, при этом ходе ослабляется прикрытие короля и появляется возможность шаха Qb6+. Сильнейший ход со стороны черных d5. В принципе, ничего смертельного пока не произошло.
Этот ход я сделал с конкретной целью — чтобы избежать шаха Qb6+ (+0.14)
Предлагаемый компьютером ход Ba2 (+0.42) для меня малопонятен. Я предпочел Bd3 (+0,21) с идеей вывести ферзя на h5, сходить e5 и создать матовую угрозу
Основной ход по движку b4 (+0,29) скорее всего для того, чтобы предотвратить b4 со стороны чёрных. Альтернативный ход e5 (+0,18). Мне, согласно намеченного плана, лучше было сходить именно e5, чтобы противник не мог перекрыть кислород ходом f5. После хода Qh4, черные как раз и должны были сходить f5 (-0.22), но сделали ошибочный ход h6 (+0,37)
Атака, атакой, но тут надо пешку брать, иначе будет вилка d4
Пришло время для атаки — Rg3 (+1,81). Прикинув расклад, я подумал, что все срастется, если противник надумает съесть слона на e3
Как я и предполагал, противник решил съесть слона — ход фатальный, до мата 4 хода. Ферзь смело бьет h3, так как пешка g7 связана
Мат