Оперная партия Морфи

дальнейшее чтение

  • Пол Морфи и эволюция теории шахмат Макона Шибута, Caissa Editions 1993 ISBN  0-939433-16-8 . Более 415 игр, включающих почти все известные игры Морфи. Главы о месте Морфи в развитии шахматной теории и перепечатанные статьи о Морфи Стейница, Алехина и других.
  • Шахматный гений Пола Морфи Макса Ланге (перевод с немецкого на английский Эрнстом Фолкбером), 1860. Перепечатано Moravian Chess под названием «Пол Морфи, набросок из шахматного мира». Отличный ресурс для европейского взгляда на Морфи, а также для его биографической информации. Рецензия на английское издание попала в Chess Player’s Chronicle , 1859 г.
  • Пол Морфи. Sammlung der von ihm gespielten Partien mit ausführlichen Erläuterungen , Géza Maróczy , Veit und Comp., Leipzig 1909. Перепечатано Olms-Verlag, Zürich 1979.
  • Гроссмейстеры по шахматам Гарольда Шенберга, Липпинкотт, 1973 г. ISBN  0-397-01004-4 .
  • Чемпионы мира по шахматам Эдвард Винтер , редактор, 1981. ISBN  0-08-024094-1 . Ведущие историки шахмат считают Морфи фактическим чемпионом мира, хотя он никогда не претендовал на этот титул.
  • Морфи Игры Шахматы от J Лоуэнталем , Лондон, 1893, Джордж Белл & Sons. Вероятно, перепечатка с 1860 года, включает короткие мемуары, одностраничное вступление Морфи с аналитическими заметками Лёвенталя, включая игры с повязкой на глазах и игры с гандикапом.
  • Игры Морфи в шахматы по Филипа У. Сержанта и Фред Reinfeld , Dover, 1989. ISBN  0-486-20386-7 . Содержит аннотации, собранные предыдущими комментаторами, а также дополнения, сделанные сержантом. Имеет все матчи, турниры и показательные игры Морфи, а также большинство его казуальных игр и игр с коэффициентами. Включена краткая биография.
  • Morphy Gleanings Филиппа В. Сержанта, Дэвида Маккея, 1932. Вносит вклад в игры, которых нет в более ранней работе Сержанта «Шахматные игры Морфи», и содержит более подробную биографическую информацию, а также документацию по делам Морфи – Полсена и Морфи – Колиш. Позже переиздано как “Неизвестный Морфи”, Дувр, 1973 г. ISBN  0-486-22952-1 .
  • Великие шахматные игры в мире , Рубен Файн, Дувр, 1983. ISBN  0-486-24512-8 .
  • Первая книга Морфи Фриско Дель Росарио, Траффорд, 2004. ISBN  1-4120-3906-1 . Иллюстрирует учение Сесила Парди и Рубена Файна с 65 аннотированными партиями, сыгранными американским чемпионом. Алгебраические обозначения.
  • Пол Морфи: современная перспектива Валери Бейм, Russell Enterprises, Inc., 2005. ISBN  1-888690-26-7 . Алгебраические обозначения.
  • Жизнь Поля Морфи во Вьё-Карре Нового Орлеана и за границей. Автор Регина Морфи-Войатье, 1926. Регина Морфи-Войатье, племянница Пола Морфи, самостоятельно издала эту брошюру в Нью-Йорке.
  • «Шахматисты » Фрэнсис Паркинсон Киз , Фаррар, Штраус и Кудахи; 1960. Произведение исторической фантастики, в котором Морфи является центральным персонажем.
  • Пол Морфи: шпион Конфедерации , Стэн Воган, Three Towers Press, 2010. Историческое художественное произведение, в котором Морфи является центральным персонажем.
  • “Пол Морфи Исторический персонаж”  . Хроника шахматиста . Третье издание: 40. 1860 г.
  • Пол Морфи: Гордость и скорбь шахмат Дэвида Лоусона, Дэвида Маккея, 1976. ISBN  978-0-679-13044-4 .
  • Гений Пола Морфи Криса Уорда, Cadogan Books, 1997. ISBN  978-1-85744-137-6 .

биографическая новеллизация жизни Морфи.

  • La odisea de Pablo Morphy en la Habana, 1862–1864 , Андрес Клементе Васкес, Propaganda Literaria, Гавана 1893.
  • Пол Морфи. Полная партия Рохелио Капарроса, Ediciones Eseuve, Мадрид, 1993. ISBN  84-87301-88-6 .

Известные игры

Морфи против Андерсена, 1858 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 7 … Ng3. Морфи пожертвовал ладью ходом 8.Bxf4.

  • Луи Полсен против Морфи, Нью-Йорк, 1857 г .; Игра четырех коней , , классический вариант (C48), . Жертва ферзя Морфи превращает его позиционное давление в решающую атаку на короля Полсена.
  • « Opera Game » – против любителей, но в то же время одна из самых ярких и красивых атакующих игр. Часто используется учителями шахмат, чтобы продемонстрировать, как использовать , развивать фигуры и генерировать угрозы.
  • Морфи против Адольфа Андерсена , казуальная игра 1858 г .; Принят королевский гамбит , Кизерицкий гамбит, Берлинская защита (C39), .

Биография[]

Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя — Эрнесто Морфи — был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э.Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64-Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.

С шахматами познакомился в 10 лет; в 12 — выиграл партию у Э. Руссо — участника первого в истории США матча на первенство страны. В 1850 победил в лёгких партиях И. Лёвенталя (1,5:0,5), гастролировавшего в США. Выдающегося успеха достиг на Первом американском шахматном конгрессе (Нью-Йорк, 1857), где 16 участников играли короткие матчи до трёх (в финале до пяти) выигрышей. Легко победив всех соперников — Дж. Томпсона, А. Мика (с одинаковым счётом: +3, −0, =0), Т. Лихтенгейна (+3, −1, =0) и в финале Л. Паульсена (+5, −1, =2), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США.

Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в том числе более 150 — на «дачу вперёд» (см. Фора). Из 100 партий «на равных» он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен (+1, −10, =3), Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая своё превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперёд любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счёте +0, —4, =1 (играли до 7 выигрышей) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США. В 1858 Морфи вызвал на матч Х. Стаунтона, который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч, потерпели неудачу. Морфи удалось (вместе с Т. Барнсом) сыграть против Стаунтона и Дж. Оуэна лишь консультационные партии: +2, −0, =0. Он также провёл ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Барнсом (+19, −7, =1), С. Боденом (+5, −1, =3), Г. Бёрдом (+10, −1, =1), Э. Лёве (+6, −0, =0), Дж. Медли (+3, −0, =0), Оуэном (+4, −1, =0). Наиболее упорным из английских соперников Морфи оказался Лёвенталь (+9, −3, =2).

Файл:Die Schachspieler – Les joueurs d’échecs – The Chess Players1.png

Мориц Ретч. Шахматисты. Деталь картины

Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6, −1, =1). В Париже Морфи выиграл матч у Д. Гарвица (+5, −2, =1), провёл сеанс вслепую (+6, −0, =2) и сыграл ряд лёгких партий с ведущими мастерами — П. Ш. Сент-Аманом, утверждавшим, что Морфи мог с успехом давать впёред пешку f7 любому из современников, Ж. А. де Ривьером, Ж. Прети, П. Журну и др. В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл А. Андерсен. Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7, −2, =2; см. Морфи — Андерсен матч), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Последний матч в Париже Морфи сыграл с О. Монгредиеном (+7, −0, =1). Перед отъездом в США Морфи провёл в Англии ряд сеансов вслепую против шахматистов Лондонского (+2, −0, =8) и Сент-Джорджского (+5, −0, =3) клубов; а также сеанс в Сент-Джеймском клубе против мастеров (Барнс, Боден, Бёрд, Лёвенталь, Ривьер): +2, −1, =2.

В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже.

К 1861 году относится эпизод с картиной «Шахматисты» немецкого художника Морица Ретча (созданной в 1830-е годы). Картина изображает Дьявола, играющего в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в гостях у преподобного Р. Р. Гаррисона в Ричмонде, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде проигранной. Он с успехом выполнил своё обещание.

В США Морфи ожидала восторженная встреча. Объявив о своей готовности дать вперёд пешку и ход любому шахматисту мира, Морфи отказался от серьёзных выступлений: вызовы Паульсена (1859 и 1860) и И. Колиша (1861 и 1863) отклонил, ограничившись лёгкими партиями и игрой на фору. Посетив Париж в 1863, Морфи сыграл ряд лёгких партий с Монгредиеном и Ривьером (проанализировал с ним также ряд позиций для совместно задуманного дебютного руководства). С середины 1860-х гг. и до конца жизни Морфи страдал тяжёлым душевным заболеванием.

История

Герцог часто приглашал Морфи в Театр итальянской оперы в Париже, где у него была частная ложа, расположенная так близко к сцене, что «любой мог поцеловать примадонну без всяких проблем». Там у Его Высочества всегда имелась под рукой шахматная доска, поскольку он был в равной степени любителем шахмат и оперы. Морфи сильно увлекался музыкой и оперой. Он с нетерпением ждал оперы «Норма», которую играли в его первый визит. Но герцог, который уже видел этот спектакль множество раз, уговорил Морфи сыграть в шахматы, хотя тому пришлось, заняв место за доской, повернуться спиной к сцене.

Во время партии двое играющих против американского гения так громко совещались, обсуждая свои ходы, что привлекли внимание артистов. Певица Розина Пенко, исполнявшая партию друидской жрицы в «Норме», постоянно поглядывала на ложу герцога, стараясь понять, что же там происходит

По словам секретаря Морфи Ф. Эджа, в этой обстановке возникало впечатление, будто хор друидов, призывающих огонь и кровь на головы врагов-римлян, адресован находящимся в герцогской ложе.

Сомнительно, однако, чтобы отвлекающиеся оперные певцы могли достаточно хорошо разглядеть сидящих в ложе. Забавно, что Морфи сыграл эту блистательную партию, пытаясь хоть краешком глаза следить за действом на сцене, хотя сидел к ней спиной, в то время как исполнители силились хоть немного увидеть, что происходит в ложе герцога, за спиной Морфи.

Наследие

Гарри Каспаров считал, что историческая заслуга Морфи заключается в осознании важности 1) быстрого пьес, 2) владения и 3) , за четверть века до того, как Вильгельм Стейниц сформулировал эти принципы. Каспаров утверждал, что Морфи можно считать и «прародителем современных шахмат», и «первой ласточкой – прототипом сильного гроссмейстера ХХ века».. Бобби Фишер включил Морфи в десятку величайших шахматистов всех времен и охарактеризовал его как «возможно, самого точного игрока, который когда-либо жил»

Он отметил, что «Морфи и Капабланка обладают огромным талантом», и заявил, что Морфи обладает талантом победить любого игрока любой эпохи, если у него есть время для изучения современной теории и идей.

Бобби Фишер включил Морфи в десятку величайших шахматистов всех времен и охарактеризовал его как «возможно, самого точного игрока, который когда-либо жил». Он отметил, что «Морфи и Капабланка обладают огромным талантом», и заявил, что Морфи обладает талантом победить любого игрока любой эпохи, если у него есть время для изучения современной теории и идей.

Рубен Файн не согласился с оценкой Фишера: «Прославители продолжали настаивать на том, что он был самым блестящим гением из когда-либо появлявшихся … Но если мы критически исследуем послужной список и игры Морфи, мы не сможем оправдать такую ​​феерию. вынужден говорить об этом как о мифе Морфи … Он настолько опередил своих соперников, что трудно найти действительно выдающиеся примеры его мастерства … Даже если миф был разрушен, Морфи остается одним из гигантов истории шахмат “.

Гарри Каспаров , Вишванатан Ананд и Макс Эйве утверждали, что Морфи намного опередил свое время. В этом отношении Эйве охарактеризовал Морфи как «шахматного гения в самом полном смысле этого слова».

Морфи часто упоминается в романе Уолтера Тевиса « Ферзевый гамбит» как любимый игрок главной героини, вундеркинда по имени Бет Хармон .

Ходы

1. e4 e5 2. Кf3 d6

Играется защита Филидора. Это солидный дебют, но немного пассивный

Кроме того, он игнорирует важность поля d4.

3. d4 Сg4

Хотя ход 3… Сg4 сегодня рассматривается как не самый сильный, это был стандартный ход, предлагаемый шахматной теорией в то время. Сейчас обычны продолжения 3…ed или 3…Кf6. Возможно также 3…Кd7.

4. de С:f3

Если … de, тогда 5. Ф:d8+ Кр:d8 6. К:e5 и белые выигрывают пешку и лишают чёрных рокировки. Чёрные, однако, имеют вариант 4…Кd7 5.ed С:d6, где они проигрывают пешку, но имеют некоторую компенсацию в виде более хорошего развития.

Белые: МорфиЧёрные: Карл Брауншвейгский / граф ИзуарДебют: Защита Филидора, C41Место/Дата: Париж, Франция, 1858.

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Позиция после 7. … Фe7

5. Ф:f3 de 6. Сc4 Кf6

Этот, на первый взгляд, хороший развивающий ход имеет неожиданное опровержение. После следующего хода белых обе пешки f7 и b7 находятся под ударом. Было бы лучше прямо защитить пешку f7 ферзём вместо простого прикрытия её от белого ферзя, что сделало бы следующий ход белых менее сильным.

7. Фb3 Фe7 (диаграмма)

Единственный хороший ход чёрных. Белые угрожают дать мат в два хода, например 7. … Кc6 8. С:f7+ Крe7 9. Фe6#. 7. … Фd7 проигрывает ладью из-за 8. Ф:b7 и далее 9. Ф:a8. Заметьте, что Фe7 спасает ладью с такой комбинацией: 8. Ф:b7 Фb4+ вынуждая размен ферзей

Чёрные вынуждены пойти ферзём на e7, блокируя слона f8, и, что более важно, препятствуя рокировке собственного короля.

8. Кc3

Белые предпочитают быстрое развитие материальному перевесу. Они отказываются от выигрыша пешки путём 8. Ф:b7 Фb4+ (единственный способ спасти ладью) 9. Ф:b4, или даже двух пешек путём 8. С:f7+ Крd8 (или 8. … Ф:f7 9. Ф:b7 и чёрные не могут избежать потери ладьи) 9. Ф:b7, предпочитая сконцентрировать свои силы, чтобы поставить быстрый мат и вернуться к опере.

8. … c6 9. Сg5

Поведем итоги дебюта. У белых развиты все три легкие фигуры, король готов рокировать в обе стороны, ферзь атакует с удобного поля b3. У черных неотрокированный король застрял в центре, единственная развитая фигура – конь – под связкой, другой конь лишен ходов на с6 и d7, слон и обе ладьи выключены из игры, ферзь перегружен, вынужденный защищать сразу все проблемные пункты.

9… b5?

Хотя это якобы прогоняет слона и перехватывает инициативу, но Морфи эффектной жертвой коня удерживает инициативу.

Ход чёрных 9. … b5 проигрывает, но сложно найти что-нибудь лучше; например 9 … Кa6 10.С:f6 gf 11.С:a6 ba 12.Фa4 Фb7 и чёрные в неудобном положении.

Другой вариант требует точной игры белых 9… b6 10.0-0-0 Kbd7 11.Фa4 Фc5 12.Се3 b5 13.C:b5 cb 14.К:b5 Фc8 15.Фa5 и у чёрных нелёгкий выбор — потерять ладью или лишиться рокировки, так как грозит Кc7+. На 13-м ходу пешку можно взять и конём 13.К:b5 cb 14.С:b5 Фc7 15.Лd3 Лd8 16.Лd1 продолжая атаку на короля.

Возможен также вариант 9… Фc7, избавляясь от связки и открывая дорогу слону. Тогда угроза b5 была бы более действенной, например, 10.0-0-0 b5 или 10.С:f6 gf 11.0-0-0 b5, но тогда у белых есть острый ход 12. Кd5. Хотя чёрные всё-таки выводят слона с шахом 12…Сh6+ 13.Крb1 cd 14.С:b5+, но белые следующим ходом берут ключевую пешку d5 и продолжают атаку. Для выравнивания игры чёрным не хватает буквального одного темпа.

10. К:b5!

Морфи предпочитает не отступать слоном, что даст время чёрным для развития.

10. … cb?

Чёрные могли бы сыграть 10…Фb4+, вынуждая Морфи к размену ферзей, хотя положение белых однозначно выигрышное.

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Позиция после 12. … Лd8

11. С:b5+ Кbd7 12. 0-0-0

Особенности позиции в виде связанного слоном коня и открытой линии для белой ладьи приведут чёрных к поражению.

12. … Лd8 (диаграмма) 13. Л:d7 Л:d7

Уничтожая ещё одного защитника.

14. Лd1

Сравните активность белых фигур с бездействием чёрных. В этой позиции чёрная ладья уже не может быть спасена, потому что она связана слоном и атакована ладьёй, и хотя конь её защищает, он сам прикрывает ферзя, поэтому белые могут получить материальное преимущество прямо сейчас.

14. … Фe6

Это бесполезная попытка развязать коня, позволив ему полноценно защищать ладью, и предложение разменять ферзей, чтобы снизить давление атаки белых. Если бы Морфи не сыграл свой следующий решающий ход, он мог бы разменять слона на коня и взять ладью.

15. С:d7+ К:d7

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Финальная позиция

Если … Ф:d7, тогда 16. Фb8+ Крe7 17. Ф:e5+ Крd8 18. С:f6+ gf 19. Ф:f6+ Крc8 20. Л:d7 Кр:d7 21. Ф:h8 и белые выигрывают. Если же будет ход королём, то это ведёт к мату: 15… Крd8 16. Фb8+ Крe7 17. Фe8× или 15… Крe7 16. Фb4+ Фd6 (если 16… Крd8, то см.выше) 17. Ф:d6+ Крd8 18. Фb8+ Крe7 19.Фe8×

16. Фb8+!

Морфи завершает партию элегантной жертвой ферзя.

16. … К:b8 17. Лd8×

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий