18 казахстанских школ дали добро
В современном мире шахматы трактуются не только как вид спорта, но и как важная часть системы образования. Исследования, проведённые в странах, в которых шахматы внедрены в качестве обязательного предмета в школьную программу, показывают, что учащиеся демонстрируют высокие результаты в самостоятельности, креативном мышлении, рефлексах и сравнительном анализе.
Не думаю, что Казахстан как-то отстаёт в этом вопросе от остального мира, потому что страна в целом держит руку на пульсе, и, видя, сколько у нас сейчас чемпионов мира, шахматам здесь действительно уделяется серьёзное внимание. Соответственно, совместный проект научно-образовательного фонда имени Шахмардана Есенова и Казахстанской федерации шахмат при поддержке Министерства образования и науки РК реализуется своевременно для внедрения его в школы
Тем более открытых его противников мы ни с какой стороны не наблюдаем и, вообще, настроены оптимистично.Согласно концепции нашего проекта, шахматы необходимо внедрять в качестве обязательного предмета в Казахстане только на уровне начальной школы – со второго по четвёртый класс. Именно в этом возрасте формируется личность учащегося, создаются устойчивые алгоритмы обучения, закладываются основы для дальнейшего успешного обучения в школе. В это время происходят радикальные изменения ребёнка: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Идея проекта не столько в том, чтобы воспитать будущих чемпионов мира, сколько в том, что шахматы как предмет развивают личность младшего школьника, его психологию и все необходимые интеллектуальные качества. С помощью этого предмета мы надеемся, что школьники станут успешными не только в школе, но и в жизни: с лёгкостью будут решать различные проблемы, научатся рисковать.
Для реализации проекта нами была разработана программа обучения шахматам во вторых, третьих и четвёртых классах общеобразовательных школ, и на основе этой программы был создан учебно-методический комплект для 2, 3 и 4 классов на казахском и русском языках, который включает в себя учебное пособие и рабочие тетради для учащихся, а также методическое пособие для учителя.
Затем по согласованию с управлениями образования трёх городов были отобраны 18 пилотных школ, в которых мы с 1 сентября 2017 года уже запустили наш проект и сейчас проводим апробацию учебно-методического комплекта. В этих школах (Алматы – 4, Кызылорда – 4, Павлодар и Павлодарская область – 10) наш фонд оборудовал кабинеты шахмат, разработал программу дополнительного обучения, чтобы подготовить уже самих учителей. 25 педагогов получили специальные сертификаты, которые теперь дают им право преподавать шахматы в своих школах. В течение учебного года 2017/2018 уроки по шахматам прошли в 40 вторых классах, из них в 21 классе занятия проводились на государственном языке. Это примерно 1500 учеников.
Также в этих школах проводится и психодиагностика когнитивного развития учащихся. Её цель – оценка влияния шахмат на психологию юных школьников. Для этой цели во всех пилотных школах дополнительно обучены психологи, которые в начале и в конце каждого учебного года проводят замеры учащихся пилотных классов.
С 1 сентября 2018 года к проекту, как мы планируем, подключатся еще примерно 30 школ. В этот раз уже в Южно-Казахстанской области.
Миттельшпиль. Как идею будут реализовывать
Все выше сказанное звучит, конечно, заманчиво, что и говорить. Но насколько привлекательно будет выглядеть эта идея при реализации на местах?
Сначала разберемся, какие варианты предлагает сама министр Ольга Васильева. Общее количество уроков составит 135 занятий: 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2–4-м классе. То есть получается одно занятие в неделю.
Учебные пособия для детей и методические разработки для педагогов тоже есть. Причем на выбор: программы Игоря Сухина или Всеволода Кострова, по которым дети успешно изучают шахматы без малого 30 лет; новые разработки Екатерины Прудниковой, Екатерины Волковой и Эльвиры Уманской (учебно-методический комплекс).
Кто будет вести уроки? По словам главы Министерства просвещения, школьная программа по шахматам очень несложная, освоить ее с помощью методического пособия будет легче легкого для любого учителя начальных классов. Вот эти-то учителя и будут вести шахматные занятия. Специального педагога-шахматиста никто в общеобразовательные учреждения приглашать не будет.
Где найти время для шахмат? Все педагоги знают, что ФГОС определяет базовую часть школьной программы и ее вариативную часть. Минимальное количество часов на каждый обязательный предмет строго регламентировано. Также существуют нормы учебной нагрузки для учащихся каждой параллели. То есть взять и просто добавить в расписание урок шахмат в один из дней недели явно не получится. Как же выделить этот час?
Ольга Васильева говорит о том, что во всех общеобразовательных заведениях существует обязательная добавка к учебному расписанию. Это внеурочная деятельность. По два часа в день – итого набегает десять часов в неделю. Вот из этого объема министр и предлагает одно занятие выделить на шахматы.
Есть другой вариант. Кирсан Илюмжинов – в то время президент ФИДЕ – еще в 2016 году написал письмо министру Васильевой, в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и происходит в большинстве школ: в московских, ханты-мансийских и прочих образовательных учреждениях, участниках проекта «Шахматы в школе».
Какие же плюсы и минусы нас ждут с введением в школах обязательных уроков шахмат?
Плюсы:
– шахматы развивают логику и стратегическое мышление;
– эта игра учит детей целеустремленности, вниманию, усидчивости и умению сконцентрироваться;
– с помощью шахмат можно научиться управлять не только фигурами на доске, но и собственными эмоциями: сдерживать их, а не идти у сиюминутных чувств на поводу.
Минусы:
– увы, но современные дети в большинстве своем ведут малоподвижный образ жизни: уроки в школе, домашнее задание, бесконечное зависание в гаджетах. Шахматы, конечно, спорт, но только вот сидячий. В начальной школе нужнее подвижные игры;
– подавленное состояние (вплоть до депрессии) или, напротив, агрессивное поведение в случае проигрыша, особенно если неудачные для ребенка партии случаются регулярно.
Кого и чему ещё учат с помощью шахмат
В Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.
При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.
Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».
Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.
Шахматы для школьников
Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.
А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.
Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.
«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.
Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.
Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»
Шахматы для дошкольников
Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.
«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.
В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам
Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.
К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.
«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.
Эндшпиль. Мнение родителей
Елена Разумова:
– Я категорически против! Мой ребенок учится в гимназии. Объем домашних заданий и уровень сложности программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и шахматы, и всякие прочие дополнительные предметы, детям в школе станет совсем тяжко. Говорят о том, что такие предметы предлагается вести факультативно. Но есть опасность, что детей в добровольно-принудительном порядке отправят на подобные факультативы всем классом. Кроме того, в каждой школе ввести факультатив по шахматам нереально. Где взять преподавателей? Выйдет, как с основами безопасности жизнедеятельности и основами религиозных культур и светской этики: их везде ведут неспециалисты. Причем даже в городах! А уж в сельских-то школах, где учитель русского языка из-за нехватки кадров берется за преподавание физкультуры и информатики, кто будет вести факультатив по шахматам?
Анжела Румель:
– Я против всеобщего обучения шахматам. Введение урока шахмат или приведет к перегрузке, или заставит забрать час от другого предмета. Какого именно? За счет чего детям будет предложена эта игра? Опять же, если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение означает промежуточную и итоговую аттестацию. А за что дети будут в шахматах получать оценки? За знание фигур и того, как те ходят? Это можно выучить за пару-тройку уроков. Между прочим, успешность в шахматах – как и в любой игре – определяется выигрышем. То есть пятерки будут получать только те, кто выиграл?! Да и вообще, кто будет учить детей шахматам? Неужели просто учитель начальной школы? Я, конечно, ничего не имею против шахмат как игры и признаю их развивающую роль, но считаю, что они должны быть только как дополнительные и исключительно добровольные занятия. Хочешь – играй, не хочешь – не играй.
Константин Кириллов:
– У ребенка в начальной школе три часа физкультуры по расписанию. Из них только два настоящие, проходят в спортзале (зимой катаются на лыжах на улице, естественно). Школа старая, спортзал один, учительница физкультуры тоже одна – на всех не хватает. Поэтому третий час вместо физкультуры все занимаются у себя в классе со своими учителями: задачки там решают, по внеклассному чтению что-то разбирают. Так что если вместо этого будут играть в шахматы – я только за! Опять же, шахматы – это полезно для развития. Не все родители могут научить, если сами не умеют… Вот школа и выручит!
Светлана Щетинина:
– Я бы хотела, чтобы у моего ребенка в школе начали преподавать шахматы. Но делать их обязательным уроком, думаю, не стоит – гораздо лучше сделать факультатив. Ведь далеко не всем детям это интересно, а уж если шахматы сделать обязаловкой, то интерес может легко пропасть и у тех, кто, в общем-то, хочет научиться в них играть. Да и способности все-таки у всех различные: у кого-то все будет получаться, а кто-то с шахматами совсем-совсем не сможет поладить. И опять же вопрос насчет оценок: по какому принципу их будут выставлять? В общем, складывается впечатление, что в министерстве не до конца продумали эти вопросы…
Мария Григорьева:
– Как-то слышала в одной передаче, что многие известные политики, музыканты, ученые и т. д. увлекались шахматами. И вообще, везде много пишут о пользе этой игры. Поэтому, если в школе будет урок шахмат, хотя бы факультативно, я только за. Шахматы учат думать и анализировать, выстраивать логическую цепочку, причинно-следственные связи находить – это и для дальнейшей жизни будет полезно.
Екатерина Полякова:
– Если в школах будут уроки шахмат, я только за. Лучше уж пускай дети будут загружены по максимуму и всегда при деле, чем бегают по заброшенным стройкам, безобразничают или шатаются себе безнадзорные по улицам в поисках приключений. Пусть хоть мозги у них будут заняты делом. Да и вообще, шахматы здорово развивают мышление: игра-то интеллектуальная!
Общероссийский проект “Шахматы в школе” – проект по формированию интеллектуально-нравственной культуры школьников при помощи шахмат
Проект направлен на формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В отличие от других программ по обучению шахматам проект «Шахматы в школе» не направлен на воспитание профессиональных гроссмейстеров. Программа помогает всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования, а также помогает повысить интеллект.
Реализация проекта «Шахматы в школе» включают в себя три компонента: подготовка преподавателей, внедрение программ шахматного образования и оснащение школ необходимым инвентарем – что подразумевает под собой отложенный положительный социальный эффект. Программа проекта предполагает создание в школах шахматных классов, оснащение классов всем необходимым инвентарем (комплекты шахмат с досками и часами, демонстрационные доски, учебники, рабочие тетради для 1- 4 годов обучения, методическое пособие и учебная программа. Программа мероприятий направлена на: создание прогрессивной методики преподавания шахмат в школе, обеспечение методическими пособиями, обеспечение инвентарем, проведение курсов повышения квалификации для педагогов (на основании гос. лицензии), организацию и проведение турниров среди школьников и их родителей. Реализация проекта также включает: ведение информационного портала о развитии проекта «Шахматы в школе» (на базе собственного одноименного web-сайта), пиар сопровождение проекта в федеральных, региональных и шахматных СМИ, а также ведение страницы проекта в социальной сети “ВКонтакте”.
Цель: формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования шахмат
Задачи:
1. – Внедрение образовательной программы “Шахматы в школе” в регионах реализации проекта
2. – Повышение уровня и квалификации преподавательского состава, проводящего занятия по шахматам с обучающимися образовательных учреждений
3. – Создание и оборудование шахматных классов в школах
4. – Информационное сопровождение проекта и повышение интереса среди детей и молодежи к занятиям шахматами
5. – Реализация программы шахматного всеобщего начального образования в школах регионов реализации проекта
Обоснование значимости: шахматы – одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин, уникальный образовательный инструмент. Многие страны используют шахматы в школьной программе (Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция и др.).Педагоги и родители отмечают значительное положительное влияние шахмат на успеваемость школьников по всем предметам. Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует формированию гармоничной личности и развивает: пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, бойцовские качества, математические способности. Реализация проекта “Шахматы в школе” предполагает продолжительный социальный эффект. Благополучателями от реализации проекта, по примерным оценкам, являются 3200 человек. Проект имеет перспективу отложенного положительного социального эффекта, благоприятным образом влияет на развитие учеников младших классов, а учитывая дороговизну и порой недоступность дополнительного детского образования – обеспечивает всеобщую доступность к образованию и позиционирует возможность развития и роста интеллекта ребенка как безбарьерное социальное благо.
Приказ МОН и МП КК о реализации проекта “Шахматы в школе” в 2019-2020 учебном году”
В рамках открытия Центра состоялся шахматный турнир на кубок директора МБОУ гимназии, в котором приняли участие команды 5 образовательных организаций района: МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ № 13, МБОУ НОО № 40 и МБОУ гимназии. В упорной борьбе победила команда МБОУ СОШ № 1, 2-е место – команда МБОУ гимназии, 3-е место – МБОУ СОШ № 2. Ребята остальных школ получили утешительные призы.
Что думает школа?
Журналист Informburo.kz посетил алматинскую гимназию №175 «Жаңа Ғасыр» и узнал, как там относятся к тому, что шахматы могут сделать обязательным предметом в школе.
«Эту замечательную идею мы, конечно же, восприняли на ура, поскольку для будущего Казахстана это очень важно, всё-таки речь идёт о формировании интеллектуальной мощи государства, умном поколении детей, – заявила заместитель директора по науке и профильному обучению Асель Алтаева. – Сами наши второклассники, как начали заниматься шахматами, сильно изменились: стали более эрудированными, активными
Им очень нравится этот предмет».
Вот что сказала ученица второго класса Каусар Есимбай:
«Я очень сильно полюбила шахматы, это интересная игра, на уроках мы постоянно узнаём что-то новое от учителя, читаем книги с картинками и, конечно, соревнуемся. Я теперь хочу и дальше заниматься шахматами, чтобы когда-нибудь выиграть чемпионат мира».
Тимур Байкетаев, Informburo.kz (фото автора)
Командные турниры в Кызылорде, Павлодаре и Алматы – какой уровень у школьников?
На этих мероприятиях мы не оценивали его и даже не планировали это делать. Задача, прежде всего, была мотивационная, чтобы наши второклашки поняли, что это вообще такое – шахматный турнир, зарядились его соревновательной атмосферой. Ведь игровая практика у них ещё очень маленькая, соответственно, это был их первый опыт в жизни. Тем более они, в принципе, ещё не должны уметь играть в шахматы, поскольку до этого занятия у них шли в основном теоретические: детям рассказывали историю шахмат, как ходят фигуры, объясняли тактические приёмы и стратегию. Всему своё время.
Для ребят эти соревнования проходили без максимального соблюдения правил, потому что мы прекрасно понимаем – это всего лишь второклассники, они могут ещё ошибаться. Но всё равно для них мы подготовили грамоты и очень красивые медали, а команда-победительница ещё и кубок получила.
Главное, что сами детки остались довольны. Они уже давно загорелись шахматами и хотят теперь в них достигать результатов. Яркое тому доказательство – прошедшие турниры. Желающих там поучаствовать оказалось настолько много, что каждому классу пришлось проводить внутренний отбор, ведь не заявишь всех 30 или 40 учеников – места не хватит. Но в итоге за медали всё равно сражались 165 детей. Эта цифра нас не может не радовать. Всё идёт хорошо.
Зачем школе из плохого района шахматы
В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.
Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.
«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.
Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.
Кадр: фильм «Шахматист»
В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.
Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.
«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.
Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.
В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.
«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».
Кадр: фильм «Шахматистка»
Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.