Урок одиннадцатый. Шахматная рокировка и все о ней.
С чего мы начнём сегодняшний урок? Ты должен захватить центр, вывести своих двух коней и двух слонов на боевые позиции.Фигуры вышли, и настал черёд королей. Неуютно они себя чувствуют в центре – над ними нависли грозные слоны, грозят прискакать кони. Поэтому Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку!
Для короля выстраивается уютный шахматный домик, из которого он спокойно может наблюдать за ходом сражения. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король.
Этикет
Правила шахмат требуют выполнять ходы только одной рукой. Рокировка — это ход короля, поэтому игрок, выполняя её, должен начать с короля. Однако Федерация шахмат США разрешает начинать рокировку и с ладьи. Разрешается тронуть обе фигуры (одновременно или начиная с короля), а затем переставить их любым способом — но всё ещё одной рукой.
Если один из игроков сделал рокировку с нарушением правил, то он обязан поставить короля и ладью на их первоначальные места и сделать какой-нибудь ход королём, если такой ход возможен (в том числе рокировку в другую сторону).
В шахматах Фишера в результате рокировки король и ладья встают на те же поля, что и в обычных шахматах. При этом, в зависимости от начальной расстановки фигур, двигаться могут и обе фигуры, и только король, и только ладья. Поэтому в них вышеописанное правило не действует и игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в любом порядке; рокировка считается сделанной, когда переключены часы. Если игра идёт без контроля времени, то, во избежание дезориентации партнёра, рокирующийся игрок должен перед тем, как передвинуть фигуры, сказать «рокируюсь» или «делаю рокировку».
В правиле «после третьего повтора объявляется ничья» право игроков на рокировку должно быть тем же во всех трёх позициях.
В играх с в ладью игрок может рокироваться несуществующей ладьёй, перемещая только короля.
Описание шахмат
Шахматы – очень старая игра. Предположительно, шахматы возникли в Индии в четвертом или пятом веке, но неизвестно, кто их изобрел. Шахматы представляют собой интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень логическая игра, где удача играет маленькую роль.
В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды – числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится. Сначала в записи клетки следует столбец, затем – ряд, например, клетка в левом нижнем углу имеет обозначение a1 (столбец a, ряд 1).
Доска всегда ставится таким образом, чтобы ближняя угловая клетка справа от игрока была светлой. Каждая клетка может быть либо пустой, либо ее может занимать какая-либо фигура. Изначальная позиция шахмат состоит из 16 белых фигур и 16 черных фигур, расположенных показанным ниже образом.
Как сделать рокировку
Попробуем понять, как правильно делается рокировка в шахматах:
- фигуры должны располагаться на шахматной доске с таким расчетом, чтобы обеспечивались благоприятные условия для выполнения рокировки. Перед началом маневра, на выполненных ходах, ладья и король остаются на своих местах;
- клетки, находящиеся между названными фигурами, следует расчистить, убрав ферзя, коня и слона. Такое же условие распространяется и на фигуры соперника;
- прежде, чем выполнить перестановку, убедитесь, что королю ничто не угрожает.
Несмотря на факт простоты шахматной рокировки, прием которой известен начинающим шахматистам и профессионалам, знать все тонкости и пользоваться данным действием нужно, потому что это увеличивает ваши шансы на победу.
Подпишитесь на наш канал на YouTube
Политика конфиденциальности
Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь этим сайтом
Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.
Если Вы просто просматриваете сайт без регистрации, информация о Вас не публикуется на сайте. Когда Вы пишете или редактируете материалы на сайте, вы публикуете каждое слово из того, что написали, и эта информация будет храниться и показываться другим посетителям проекта. Это касается статей, полезных советов, материалов, личных страниц пользователей, комментариев и т.п.
Какую информацию мы собираем и зачем она нам нужна
Адрес электронной почты, указываемый Вами при регистрации, не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять сообщения электронной почте и другие письма, оправленные пользователями, чтобы обрабатывать вопросы пользователей, отвечать на запросы и совершенствовать наши службы.
Рассылки и информационные сообщения
Когда Вы посещаете сайт, на Ваш компьютер отправляются один или несколько файлов cookie. Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер. Когда Вы регистрируетесь на сайте, на Ваш компьютер могут отправляться дополнительные файлы cookie, позволяющие избежать повторного ввода имени пользователя (и, возможно, пароля) при следующем визите.
Вы можете стереть их по окончании сеанса, если используете общедоступный компьютер и не желаете открывать свой псевдоним последующим пользователям компьютера (в таком случае вам также нужно очистить кэш браузера).
При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.
Изменения в политике конфиденциальности
Обратите внимание, что политика конфиденциальности может периодически изменяться. Все изменения политики конфиденциальности публикуются на этой странице
- Урок
- Отзывов (0)
Рокировка — это специальный ход, который один раз за игру может выполнить король совместно со своей ладьёй.
Рокировка бывает двух типов: короткая и длинная. Короткая рокировка выполняется с ладьёй на королевском фланге, то есть с той ладьёй, которая ближе к королю. Длинная рокировка — с ладьёй на ферзевом фланге.
Как сделать рокировку: — король идёт на две клетки к ладье; — ладья перепрыгивает короля и становится сразу после него. Рокировку необходимо выполнять одной рукой, сначала перемещается король и только потом ладья.
Рокировку запрещено делать: — если король уже ходил; — с той ладьёй, которая уже сделала хотя бы один ход; — если королю в настоящий момент сделан шах; — если поле через которое будет перемещаться король находится под ударом вражеской фигуры; — если между ладьёй и королём стоит какая-нибудь фигура.
Как правило, чем быстрее вы сделаете рокировку, тем безопаснее будет вашему королю. Чаще всего, выполняется короткая рокировка.
Задание: Итак, перейдите к шахматной доске в начале страницы. — Сделайте короткую рокировку. — Начните партию сначала и сделайте длинную рокировку. Для удобства, все доступные ходы ваших фигур будут подсвечиваться.
Помощь: Хотите узнать больше? Появились вопросы? Нужна помощь нашего тренера? Нажмите на кнопку «Купить»
Понятие “рокировка” в шахматах подразумевает совершение маневра, в результате которого осуществляется одновременный ход королем и ладьей. Только в этом случае они передвигаются вместе. Стоит отметить: чтобы совершить такой ход, необходимо соблюсти некоторые условия.
Хотя правила рокировки в шахматах и простые, но их обязательно нужно знать, чтобы успешно применять этот маневр. Вот все правила и условия шахматной рокировки:
2. К летки, расположенные между этими двумя фигурами, надо освободить от ферзя и слона. Фигуры соперника тоже учитываются .
3. Перед тем как сделать рокировку убедитесь, что ваша главная фигура не попадет под шах.
4. Маневр можно совершить как с правой, так и с левой ладьей.
Когда необходимо выполнить прием?
Следует понять, насколько это окажется выгодным. Новичок выполняет его практически сразу, но лучше выждать время и предотвратить наступление или перегруппировать свои фигуры.
Воспользоваться приемом лучше всего к тому моменту, когда возникает необходимость ввести в бой ладью, используя всю ширину ее хода.
Дождитесь подготовки соперника к началу атаки и охладите его пыл рокировкой. Некоторые стараются решить проблему с защитой короля на первых пяти ходах с момента начала партии, лишая себя возможности сделать это в более подходящее время.
Перестановка фигур необходима в том случае, если центральная часть доски остается открытой. Отследить все замыслы противника достаточно сложно, основная фигура всегда остается под угрозой удара, и правильней будет отправить ее под надежную защиту.
Но если действия короля не затрагивают, оставляйте его на своей клетке. Такое происходит редко, и действовать рекомендуется продуманно, оценивая последствия каждого очередного хода.
Принимайте решение с учетом расположения фигур соперника. Если есть сомнения, в какую из сторон передвинуть короля, и есть ли вообще в этом необходимость, посмотрите, как выстраивает свою атаку или защиту соперник.
Как правило, каждый игрок стремится взять под контроль центр доски, но неординарный соперник способен смещаться на один из краев, готовясь к серьезной атаке.
Как ходит король
Король – основная фигура на шахматной доске. Он имеет право «съесть» любую вражескую фигуру. Ходить монарху позволительно в любом направлении. А вот, становиться рядом с вражеским монархом нельзя. Короля чаще бездействует, пока в строю другие фигуры. Ведь, если Его Величество поражен, игра считается законченной.
Из угла король имеет возможность атаковать сразу три поля, расположение у края дает ему возможность пойти в атаку на пяти полях, на все остальной доске – на восьми. А вот, ходить туда, где стоят свои фигуры, ему нельзя, равно как и на контролируемую врагом территорию.
Напомним, что именно королю доступна шахматная рокировка. Тогда они движутся вместе с ладьей, которая призвана защитить его собой в случае необходимости.
Рокировка в шахматах
В дебюте очень важно сделать рокировку. Рокировка в шахматах – особенный ход , во время которого перемещается 2 фигуры сразу (король и ладья)
Сделав рокировку, мы решаем сразу две важные задачи: перемещаем короля в более безопасное место, и выводим ладью ближе к центру.
Рассмотрим более подробно этот ход.
Король перемещается на 2 клетки в сторону ладьи, а ладья переносится через короля, и ставится на следующее за ним поле. Рокировка возможна в двух направлениях: в короткую сторону (королевский фланг) и в длинную (ферзевый фланг). Очень важный момент: делая рокировку – передвигайте сначала короля, затем ладью.
Рассмотрим следующую диаграмму:
Белые и черные могут рокировать в обе стороны, как в короткую, так и в длинную. В шахматной нотации рокировка в короткую сторону обозначается 0-0, а в длинную – 0-0-0.
1. 0-0 0-0-0
Белые сделали рокировку в короткую сторону, а черные в длинную.
В каких случаях рокировка в шахматах не возможна? Она не возможна, если:
– король или ладья во время партии уже делали ходы;
– король находится под шахом (запрещено уходить от шаха рокировкой);
– поле, которое должен пересечь или занять король, атаковано фигурой соперника;
– между королем и ладьей находится какая-либо фигура.
Рассмотрим следующую диаграмму:
Белые и черные не делали ходов королем и ладьями. Попробуем разобраться, возможна ли рокировка в длинную и короткую стороны:
– в короткую сторону белые рокировать не могут, так как король должен пересечь поле f1, которое атаковано ферзем соперника;
– в длинную сторону белые могут рокировать;
– в короткую сторону черные не могут рокировать, так как король после рокировки станет на поле g8, атакованное белым ферзем;
– в длинную сторону черные могут рокировать.
Стоит сказать, что если белые сделают рокировку в длинную сторону, то черные уже не смогут рокироваться, так как белая ладья будет держать под контролем поле d8, которое должен пересечь черный король для рокировки. То же самое произойдет, если первыми рокировку сделают черные – белые не смогут рокироваться в длинную сторону.
История
Рокировка уходит корнями в «прыжок короля». Существовали две формы прыжка: (1) король двигался один раз, как конь, и (2) король двигался на два поля на своем первом ходу. Ход конем можно использовать в начале игры, чтобы увести короля в безопасное место, или позже в игре, чтобы избежать угрозы. Эту вторую форму играли в Европе еще в 13 веке. В Северной Африке короля переместили на безопасное поле с помощью двухэтапной процедуры: (1) король переместился на вторую , и (2) ладья переместилась на исходное поле короля, а король переместился на исходное поле ладьи. квадрат ( : 48).
До того, как слон и ферзь приобрели свои текущие ходы в 16 веке, они были слабыми фигурами, а король находился в относительно безопасном положении в середине доски. Когда слон и ферзь получили свои текущие ходы, они стали очень сильными, и король больше не находился в безопасности на своем исходном поле, поскольку его можно атаковать издалека и с обеих сторон. Рокировка была добавлена, чтобы позволить королю добраться до более безопасного места и позволить ладьям раньше войти в игру ( : 16).
Правило рокировки менялось в зависимости от места и времени. В средневековой Англии, Испании и Франции белому королю разрешалось прыгать на c1, c2, d3, e3, f3 или g1, если не было взятия, значит, король не находился под шахом и не переходил через шах. (Черный король может двигаться аналогичным образом.) В Ломбардии белый король может перепрыгнуть еще на одно поле на b1, h1 или на a2 (и эквивалентные поля для черного короля). Позже в Германии и Италии ход короля был объединен с ходом пешки.
В Риме с начала 17 века до конца 19 века ладья могла быть помещена на любое поле вплоть до королевского поля, а король мог быть перемещен на любое поле с другой стороны от ладьи. Это называлось «свободной рокировкой».
В рукописи Геттингена (ок. 1500 г.) и партии, опубликованной Луисом Рамиресом де Лусена в 1498 году, рокировка состояла из двух ходов: сначала ладьей, а затем королем.
Текущая версия рокировки была установлена во Франции в 1620 году и в Англии в 1640 году ( : 66).
В издании своего шахматного трактата 1811 года Иоганн Альгайер ввел обозначение 0-0. Он различал «0-0r» (r = право) и «0-0l» (l = лево). Обозначение 0-0-0 для рокировки на ферзевый фланг было добавлено в 1837 году Аароном Александром . Затем эта практика была принята в первом издании (1843 г.) Handbuch des Schachspiels .
Шахматы Фишера-960
Шахматы-960 (которые также называются “Шахматы Фишера”) – это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры до начала игры размещаются в произвольном порядке.
При произвольном размещении фигур соблюдаются лишь два правила: слоны должны быть разнопольные, а ладьи должны стоять по разные стороны от короля. Фигуры соперника при этом располагаются зеркально.
Существует ровно 960 возможных начальных позиций фигур с соблюдением этих двух правил (отсюда и “960” в названии).
Единственное отличие в правилах касается рокировки: правила здесь, по большей части, те же, что и в обычных шахматах (до рокировки ни король, ни ладья ещё не ходили и король не может проходить через атакованные клетки или вставать на атакованную клетку), дополнительным правилом является то, что непосредственно перед рокировкой все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур. Вместо того, чтобы двигать короля именно на две клетки в сторону ладьи, рокировка всегда делается так, чтобы в конечной позиции рокированные фигуры стояли, как в обычных шахматах: при рокировке на королевском фланге король всегда идёт на g1, а “на ферзевом фланге” – на c1.