Ход шахматной партии
Шахматный поединок уместно рассматривать как интеллектуальное противостояние двух игроков. Каждая партия состоит из трех структурных элементов:
- дебюта;
- миттельшпиля;
- эндшпиля.
Первые несколько ходов, называемых дебютными, определяют расстановку на доске и дают каждой из сторон возможность добиться преимущества. Умение правильно распорядиться имеющимся материалом приходит к шахматистам по мере накопления опыта и изучения теории. Разнообразие дебютов позволяет нивелировать стартовое преимущество белых и вести активную игру с использованием черных фигур.
Миттельшпиль (серединный отрезок партии) ставит игрока перед выбором. Доступные альтернативы — атака на короля соперника или же маневренная борьба.
Эндшпиль — заключительная часть шахматного поединка. По ходу него соперники стремятся реализовать преимущество в материале или позициях, полученное на предыдущих этапах. Мат может возникнуть и в миттельшпиле: из-за зевка соперника или грубой позиционной ошибки.
Гексагональные
В этой игре доска выполнена в форме правильного шестиугольника, который состоит из 91 поля, имеющего соответствующую форму. Клетки подобных шахмат имеют три оттенка. Комплектация фигур аналогична традиционной игре, но каждому игроку плюсом идет дополнительный слон и пешка. Передвижения фигур по доске похожи на передвижения в классических шахматах с учетом того, что поле имеет гексагональную форму.
В самой первой интерпретации гексагональные шахматы придумал лорд Баскервиль. Вариант был создан в 1929 году и выполнен в форме прямоугольной доски, имеющей 83 поля. Самый популярный формат данной игры был создан в 1938 году В. Глинским. Полностью доработаны и запатентованы гексагональные шахматы в 1973 году.
Задача №4. Как объяснять правила игры?
РешениеТолько после того, как ваш ребенок уверенно называет фигуры, называет их место расположение, куда и как они могут передвигаться, вы можете начать объяснять правила игры.Не делайте это заумными словами.Условно-две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна, которая захватит короля. Начинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял, как это происходит. Потом мотивируйте на успех вашего будущего гроссмейстера.И так, шаг за шагом, игру за игрой, ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.Помните, никакого насилия!! Только живой интерес.Ребенок должен сам теребить вас достать шахматы из тайного места. Игра может стать серьезной мотивацией – сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.
Что такое шах, мат и пат
Есть всего одна фигура, которую невозможно взять, – король. Ему только можно объявить шах или поставить мат. Шахом называется такая позиция, при которой короля «взяла на прицел» вражеская фигура. Король не может оставаться под боем: следующим же ходом его необходимо убрать из-под удара, либо прикрыть другой фигурой. Нельзя в ответ на объявленный соперником шах поставить и ему шах тоже: нужно сперва убрать из-под удара своего короля.
Пример: объявлен шах ладьёй (зелёная стрелка). Жёлтыми стрелками показано, куда может уйти от шаха король, или как другие фигуры могут прикрыть его от нападения.
А здесь мат: король не может никуда уйти, и закрыть его нечем. На рисунке показан самый быстрый «Мат в три хода».
Если же уходить ему некуда (все соседние клетки заняты и (или) «простреливаются» фигурами противника), и прикрыть короля от шаха нечем, то такая позиция называется «мат». И проигрыш всей партии, независимо от того, на чьей стороне сейчас численный перевес в фигурах.
Пат – такая позиция, при которой король не находится под шахом, но и пойти никуда не может: все соседние клеточки заняты и(или) находятся под боем. И больше, кроме короля, ходить нечем. В этом случае объявляется ничья. Даже если оказавшийся в патовой ситуации король одинок на доске, а у противника ещё в запасе целая армия.
Особенные правила шахмат
Как быстро научиться играть в шахматы? Попробуйте познакомиться с основными хитростями игры.
Из Пешки в другие фигуры
Пешка имеет особенность – когда она доходит до края доски со стороны противника, ее можно сделать другой фигурой по желанию.
Проходное взятие
Когда пешка делает ход на две клетки от своего стартового места, она имеет возможность взять любую фигурку соперника, находящуюся по соседним вертикалям и горизонталям. Во время взятия пешка может стать не на ту клетку, где была фигура, а миновать ее.
Проходное взятие в шахматах
Рокировка
Это интересное правило, в котором можно сделать два очень важных пункта: защитить Короля и выпустить Ладью из угла на поле для игры. Эта манипуляция совершается передвижением Короля на две клетки к Ладье, а она занимает поле, где был Король. Манипуляция разрешена при следующих условиях: когда Король и Ладья не совершали ходов, а между ними нет посторонних фигур и Король не «зажат» шахом на игральной зоне.
Рокировка в шахматах
Звездный путь Трехмерные шахматы
3D-шахматы по Star Trek (из серии ” Военный трибунал “)
Вероятно, наиболее знакомый широкой публике вариант трехмерных шахмат – это трехмерные шахматы (или Tri-D Chess ), которые можно увидеть во многих эпизодах и фильмах Star Trek TV, начиная с оригинального сериала (TOS) и продолжая. в обновленных формах в последующих фильмах и сериалах.
Оригинальный реквизит Star Trek был создан с использованием досок из наборов 3D Checkers и 3D Tic-Tac-Toe, доступных в то время в магазинах (игры также видели в эпизодах TOS), и добавления шахматных фигур из футуристического набора классических шахмат, разработанного Питером Ганином. в 1961 году. В дизайне сохранились 64 квадрата традиционной шахматной доски , но они были распределены по отдельным платформам в иерархии пространственных уровней, предлагая аудитории, как шахматы адаптированы к будущему, в котором преобладают космические путешествия. Правила игры никогда не были изобретены в рамках сериала – на самом деле, доски иногда даже не выравниваются последовательно от одной сцены к другой в пределах одного эпизода.
Tri-D шахматная дополнительно реализуется его включения в Star Trek Star Fleet Техническое Руководство по Францу Иосифу , который создал стартовые позиции для частей и короткие, дополнительные правила.
Разработка правил
Полные Стандартные правила игры были первоначально разработаны в 1976 году Эндрю Бартмессом (при поддержке Джозефа) и впоследствии расширены им в коммерчески доступный буклет. Свободное резюме на английском языке Стандартных правил содержится на веб – сайте Чарльза Рота, включая пропуски и неясности в отношении штучных движется по четыре Tri-D игрового поля 2 × 2 атаки доски .
Полный набор правил турниров по трехмерным шахматам, написанный Йенсом Медером, доступен на его веб-сайте. Правила Медера основаны больше на правилах ФИДЕ, чем на Стандартных правилах Эндрю Бартмесса, с некоторыми отклонениями. Хранилище игр с Правилами турниров можно найти на сайте Майкла Кляйна.
Детали доски
Шахматная доска Tri ‑ D
Играет Пармен
Планы построения шахматной доски Tri ‑ D можно найти на страницах с вариантами шахмат , а также в правилах игры в шахматы Tri ‑ D Бартмесса . Подробная информация о создании доски для путешествий размещена на сайте Медера.
Программное обеспечение
Есть программное обеспечение для игры в Tri ‑ D Chess. Пармен (возможно названный в честь главного героя в эпизоде « Приемные дети Платона ») – это приложение для Windows, написанное Дугом Кинаном и бесплатно доступное на его веб-сайте. Бесплатная версия Tri ‑ D Chess для Android предлагается компанией AwfSoft.
Как научиться играть в шахматы с нуля?
В шахматном сообществе существует множество терминологии, уникальной для игроков.
Однако есть идеи, которые имеют актуальное значение. Три этапа всех шахматных игр это начало, середина игры и финал. Они тщательно изучаются, и книги часто пишутся только по одному из этих трех аспектов игры.
Большинству новичков рекомендуется тратить время на освоение устоявшихся шахматных дебютов, и это хорошая идея для тех, у кого от природы есть предрасположенность к обучению.
Средняя игра — самая сложная фаза, для которой нужно перечислить определенные правила игры. Лучше всего подходить к делу по-разному, но это часть игры, которая больше всего похожа на настоящую битву. Со временем сможете освоить тактику и стратегии, которые эффективны в различных комбинациях в зависимости от конкретного противника, условий на доске и других факторов, которые не можете предвидеть, пока не начнется игра.
Тактика – это конкретные действия, которые предпринимаете, а стратегии — это общие подходы. Например, можете решить, что стратегия — отбросить противника, поэтому тактикой могут быть случайные ходы с конем.
Научиться играть в шахматы с нуля
Как научиться хорошо играть в шахматы? В финале весь опыт со временем действительно окупится, потому что это настоящее испытание на терпение и глубокое понимание роли и возможностей каждой из частей игры.
Ещё порция полезных советов для родителей
Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.
Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка
После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его
Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры, да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.
Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.
При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.
Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.
Уловки начального уровня
Чтобы моментально одержать победу над партией, можно провести 4-ходовый «Детский мат»
Но важно знать о том, что этот план работает один единственный раз. Опытный игрок, зная эту стратегию, защитит короля от удара
Но стратегия хорошо работает на новичках, которых можно застать врасплох.
Чтобы защититься от детского мата, необходимо быстро вытащить коней. Это поможет вам предупредить нападение, так как ни один игрок не пожелает расставаться со своим ферзем в пользу коня.
Применяя преимущество пешек по числу, в конце игры можно сделать их ведущими фигурами. Они не только оказывают защиту более сильным, но и являются лучшим щитом королю. При этом нельзя сдвигать две пешки на одной линии по вертикали.
Практическое решение задач по шахматам поможет улучшить навыки, даже не начав играть ни одной партии. Это поможет освоить самые лучшие расстановки и атаки. Так, огромное число великих шахматистов потратило много лет своей жизни на оттачивание до идеала умений игры в шахматы. Считается, что шахматы – это прекрасный тренажер для умственного развития, и приписывают эту игру к играм правителей, которые смогли разобраться в ее тонкостях, став лидерами стран.